На берегах Невы
Леша многому научился у отца, который брал сына с собой на съемки. Когда Учителю-старшему приходилось ехать далеко от дома, Алексей шел на занятия в творческие мастерские в ближайшем от дома Дворце пионеров. Сначала он увлекался кинематографом, а потом обратил свое внимание на фотографию. Над выбором будущей профессии парень никогда не задумывался – пример отца был всегда перед ним.
Окончив школу в 1968 году, Алексей уехал в Москву, чтобы стать студентом ВГИКа. Для себя он присмотрел не престижный режиссерский факультет, а менее популярный операторский. Такое решение ему подсказал отец, считавший, что для мастерства кинорежиссера необходимо сначала увидеть мир кино глазами оператора. С первой попытки в вуз Учителя-младшего не приняли.
Он достойно прошел конкурсный отбор, но во время собеседования услышал от завкафедрой документального кино рекомендацию сначала отслужить в армии. Через два года метр обещал принять юношу без каких-либо экзаменов.
В ряды военнослужащих Алексей не пошел, а целый год проработал помощником оператора на студии документального кино. Следующим летом он снова подал документы во ВГИК, преодолел барьер из восьми экзаменов и стал студентом операторского факультета. В 1974 году, обладая дипломом о высшем образовании, Алексей Учитель вернулся в родной город и устроился на работу в местную студию документальных фильмов.
Запись в его трудовой книжке о приеме на работу в студию документального кино является единственной до сих пор, хотя у Учителя-младшего давно есть своя киностудия «Рок».
С 1977 года начался отсчет документальных фильмов, снятых Алексеем Учителем. Он откликался на все важные события в жизни страны и выпускал каждый новый фильм в среднем через два года после предыдущего.
Поворотным в его карьере стал 1986 год, когда режиссер в нескольких киноновеллах под общим названием «Рок» запечатлел жизнь полуподпольных музыкантов, решительно отказавшихся от формата советских ВИА. Из фильма зрители узнали о буднях Бориса Гребенщикова, Юрия Шевчука Виктора Цоя, Антона Адасинского. Как позже признался Алексей Учитель, общение с этими легендарными людьми позволило ему раскрепоститься в жизни и в творчестве.
Следующей значимой работой в режиссерской карьере Алексея Учителя стала лента «Обводной канал». Обводным каналом в Питере называют пять километров искусственно созданного водного пути, на берегах которого расположены различные заведения: духовная академия, дворцы культуры и три дома для психически больных людей.
Задумывая свой фильм, режиссер пытался донести зрителям идею о том, что трудно предположить, за какой именно стеной прячут сумасшедших.
Черты характера
Алексей Учитель, личная жизнь которого, как и у большинства публичных людей известна многим, является профессионалом с большой буквы. Скорее всего, это и объясняет его тщеславие. Режиссеру очень нравится побеждать и быть востребованным. По его мнению, следует снимать не просто фильмы, а картины, которые бы одинаково хорошо воспринимались и критиками, и зрителями.
От Жизели до Матильды
В средине 90-х годов Алексей Учитель впервые обратился к художественному кино. Произошло это благодаря стечению неких обстоятельств. Режиссер намеревался снять документальный фильм о жизни и судьбе выдающейся балерины Ольги Спесивцевой. Но на момент завершения съемок великая танцовщица, которая прожила долгую жизнь, умерла.
После этого трагического события Учитель решил поменять концепцию своего проекта и снять художественное кино. На главную роль в картину «Мания Жизели» он пригласил Галину Тюнину. Несмотря на то, что художественный фильм«Мания Жизели» был дебютным, он был тепло принят публикой и киноведами. Работу Алексея Учителя отметили призами нескольких престижных кинофестивалей.
Окрыленный успехом, режиссер с интересом стал рассматривать сценарии других игровых фильмов. Совместно со сценаристом Дуней Смирновой он снял такие фильмы, как «Дневник его жены» и «Прогулка». Затем порадовал поклонников кинематографа драмой «Космос как предчувствие» и военным фильмом «Пленный».
Вершиной творчества Алексея Учителя на данный момент киноведы считают драму «Край», в которой снимались Юлия Пересильд, Владимир Машков и Аньорка Штрехель. Фильм получил несколько «Золотых орлов», присутствовал в одной из номинаций «Золотого глобуса» и завоевал множество других наград.
В 2013 году режиссер обратился к творчеству русского писателя Захара Прилепина, экранизировав его криминальную повесть «Восьмерка». Одноименная драма не вызвала бурных споров у поклонников кино.
А вот следующий проект Алексея Учителя – историческая драма «Матильда» вызвала бурные споры и негодования еще до своего выхода на экраны. Режиссер приступил к экранизации сценария, сюжет которого разворачивается вокруг танцовщицы Матильды Кшесинской и будущего императора Николая II. Над фильмом работало целое созвездие популярных актеров: Ингеборга Дапкунайте, Данила Козловский, Ларс Айдингер, Евгений Миронов, Михалина Ольшанская, Сергей Гармаш.
Уже после выхода на экраны трейлера картины, в котором присутствовала любовно-эротическая сцена с участием будущего императора, ее создателей обвинили в «искажении исторических событий» и приписали им антирелигиозную и антироссийскую провокацию. Ситуацию рассматривали в Генпрокуратуре РФ, но нарушений не выявили.
В октябре 2021 года премьера фильма официально состоялась в России и в Латвии.
На вершине успеха
Алексей Учитель, фильмы которого неоднократно занимали призовые места на мировых фестивалях, продолжил своё триумфальное шествие в 2003 году, сняв картину «Прогулка». Именно она стала обладательницей главных наград в Сиракузах и Кливленде.
Через два года режиссер вновь был награжден. В это раз успех ему обеспечил фильм «Космос как предчувствие», который оказался о и «Золотым орлом».
В 2008 году Учитель снял фильм «Пленный». В основу картины легло произведение Маканина «Кавказский пленный». Смысл работы режиссера сводится к простой как мир истине – всегда нужно пытаться найти общий язык и прийти к взаимопониманию, ведь даже самые заклятые оппоненты вполне могут договориться, а это порой единственный путь к спасению. Этот фильм в тот же год был награжден «Хрустальным глобусом» в Болгарии.
Последней работой режиссера является фильм «Матильда», который выйдет в массовый прокат весной 2021 года. Картина повествует зрителю о личных отношениях между наследником престола Николаем Романовым и балериной Матильдой Кшесинской. Фильм еще практически никто не видел, а он уже наделал много шума, поскольку некоторые депутата Госдумы РФ считают, что он оскорбляет чувства верующих.
Две жены, четверо детей и селедка под шубой
Несмотря на скандал вокруг «Матильды», намного активнее поклонники кинематографа комментируют не последнюю режиссерскую работу Алексея Учителя, а его личную жизнь. Более тридцати лет режиссер прожил в браке с Кирой Саксаганской. В этом союзе появились на свет два сына, младший из которых, Илья, также окончил ВГИК и работает над своими первыми фильмами.
Старший Андрей – экономист по образованию. Кира Саксаганская долгое время была правой рукой режиссера в кинематографическом производстве и по нынешний день руководит киностудией «Рок» на берегах Невы.
Но в 2021 году Алексей Учитель сознался, что уже более десяти лет у него длится роман с актрисой Юлией Пересильд. Как оказалось, познакомились они на съемках фильма «Пленный» и не расстались после завершения работы над проектом. Более того, младшая от него в два раза Юлия родила ему двух дочерей – Анну в 2009 и Машу в 2012.
Долгое время Учитель и Пересильд скрывали свои отношения, а Алексей Ефимович жил на две семьи, не разрывая брака с Саксаганской. Как оказалось позже, познакомились они на съемках фильма «Пленный» и не расстались после завершения работы над проектом. Подробнее о личной жизни пары можно почитать здесь.
С детских лет Алексей Учитель занимался разными видами спорта, но главным увлечением на всю жизнь стал для него футбол. В последнее время снять напряжение и привести себя в хорошую физическую форму режиссеру помогает игра в теннис.
На все скандалы вокруг своего имени Алексей Учитель старается не обращать внимания. Он адекватно воспринимает конструктивную критику и убежден, что и дальше будет снимать успешное кино. Надеется, что у сыновей все в жизни будет хорошо, что Аня вырастет профессиональной танцовщицей, а о Маше будут говорить, как о второй Марии Шараповой.
Несколько слов о семье
Многие знаю, что Алексей Учитель – режиссер, сценарист, продюсер, оператор и создатель киностудии. Но не всем известно, что его отец также занимался режиссурой и написанием сценариев. Ефим Учитель снял двадцать два фильма, многие из которых обрели популярность в народе. Маленький Алёша часто бывал с отцом на съемках и видел работу актёрской труппы и весь процесс создания кино. Благодаря папе Алексей также полюбил документальное кино.
В семилетнем возрасте мальчик стал посещать кинокружок Дворца пионеров. Несколько позже юноша начал посвящать себя фотографированию, на что тратил много часов, гуляя по улице с фотоаппаратом и снимая окружающие пейзажи. Однако это увлечение не продлилось слишком долго, и скоро парень вновь вернулся в кинематограф.
Фильмы Алексея Учителя
Год | Название |
1977 | Сто тысяч «я» |
1978 | Пуск. Портрет одного события |
1980 | Сколько лиц у дискотеки? |
1982 | Кто за? (Три эпизода на современную тему) |
1983 | Тебе доверена земля |
1983 | Акция |
1986 | Планета «Наташа» |
1988 | Рок |
1988 | Обводный канал |
1990 | Елы-палы, или Митьки в Европе |
1992 | Последний герой |
1993 | Баттерфляй |
1995 | Мания Жизели |
1997 | Элита |
2000 | Дневник его жены |
2003 | Прогулка |
2005 | Космос как предчувствие |
2008 | Пленный |
2010 | Край |
2013 | Восьмёрка |
2017 | Матильда |
Хобби
Алексей Учитель, личная жизнь которого была рассмотрена выше, является ярым поклонником большого тенниса. Невзирая на свою занятость, он стремится выделять время на две тренировки в неделю и часто играет на различных любительских турнирах.
Также режиссер очень любит футбол и все, что с ним связано. Более того, Алексей Ефимович считает, что у футбола и кино очень много схожих черт, ведь тренер на поле – это практически то же самое, что режиссер на съемочной площадке.
Кроме того, Учитель очень много читает и не скрывает, что в книгах ищет новые для себя сценарии. Также он часто посещает театры, где также преследует корыстные цели – ищет новые лица для своих киноработ.
Довольно много времени Алексей уделяет и общественной деятельности. Он входит в правление Союза кинематографистов РФ, а также является членом Российской академии киноискусств «Ника».
Личная жизнь
В браке с продюсером Кирой Саксаганской Алексей Учитель прожил более тридцати лет. В семье один за другим появилось двое сыновей, младший из которых — Илья — пошел стопами знаменитого отца и уже сделал первые шаги в жанре короткого метра.
Жена режиссёра всегда была правой рукой известного супруга, помогая ему на съёмочной площадке и делом, и словом. Вместе они сняли не один фильм. Кира Саксаганская и сегодня руководит всеми процессами на киностудии мужа в Санкт-Петербурге.
Алексей Учитель с женой Кирой
Но осенью 2016-го многие СМИ заговорили о длительном романе 65-летнего мэтра с восходящей звездой отечественного кинематографа Юлией Пересильд. Поговаривают, что пару познакомил Евгений Миронов, после чего Алексей Учитель пригласил белокурую девушку на роль в своём проекте «Пленный». Потом Юлия появилась в его нашумевшей картине «Край».
Алексей Учитель и Юлия Пересильд
Огромная разница в возрасте, говорят, вовсе не смущает актрису, которая моложе режиссёра в два раза. Более того, поговаривают, что отцом двух девочек, которых родила Юлия Пересильд в 2009 и 2012 году, является именно Алексей Учитель. Папарацци даже удалось снять пару возле дома в Москве, в котором несколько лет назад приобрела 4-комнатные апартаменты Юлия.
Информацию о том, что дочери актрисы Анна и Мария являются детьми режиссёра, ни Пересильд, ни Учитель официально не подтверждают.
Образование
После окончания школы Алексей Учитель отправился покорять столицу. Изначально молодой человек планировал поступать на режиссерский факультет, однако отец переубедил сына. Ефим Юлиевич был убежден в том, что каждый режиссер должен сначала побывать в роли оператора. Алексей проникся отцовскими наставлениями, предпринял попытку поступить на операторский факультет. К сожалению, она провалилась.
Известная в кинематографических кругах фамилия и высокие оценки не помогли молодому человеку сдать вступительные экзамены. Приемная комиссия сочла, что Алексею недостает опыта. В течение года молодой человек проработал ассистентом оператора. Затем он успешно сдал экзамены и стал студентом операторского факультета ВГИКа.