Ежедневно
с 10.00 до 21.00
Ленинградское шоссе
д.98, к.6

Максимилиан Шелл: биография, фильмография и личная жизнь

Детство и юность

Максимилиан Шелл родился в Вене 8 декабря 1930 года и стал младшим из четырех детей в семье. Родители мальчика принадлежали к творческой интеллигенции и были выходцами из разных стран, поэтому у Максимилиана смешанная национальность. Отец Герман Фердинанд Шелл – уроженец Швейцарии, известен как писатель, поэт и драматург. Мать Маргарете Ноэ фон Нордберг была австрийской актрисой.

image Актер Максимилиан Шелл

Впоследствии все дети семьи Шелл – Мария, Карл, Имми и Максимилиан – выбрали для себя актерскую стезю.

Отец Максимилиана не хотел, чтобы дети занимались актерским мастерством – боялся, что такая жизнь не принесет счастья. Но театральная работа матери во многом предопределила выбор Шелла. Он помнил, как Маргарете готовилась к спектаклям, а в 3 года и сам вышел на сцену венского театра.

image Максимилиан Шелл в молодости

В 1938 году нацистская Германия аннексировала Австрию, и Шеллы, чтобы бежать от Гитлера, всей семьей перебрались в Швейцарию, в Цюрих.

В детстве о театральной карьере Максимилиан не задумывался – мальчиком он любил читать, учился игре на фортепиано и полагал, что станет либо художником, либо музыкантом, либо драматургом. Первую пьесу под впечатлением от работы отца Шелл написал в 9 лет.

image Максимилиан Шелл с премией «Оскар»

Закончив школу, Максимилиан год проучился в Цюрихском университете, где играл в футбол и был членом университетской команды по гребле. Одновременно с этим он подрабатывал внештатным журналистом. После окончания войны переехал в Германию, где в Мюнхенском университете изучал философию и историю искусств.

Затем юноша вернулся в Цюрих, год отслужил в швейцарской армии, еще год вновь учился в Цюрихском университете и полгода – в Базельском. После этого учеба Максимилиану наскучила – он решил, что творческому человеку научная точность может только помешать. Одновременно с этим Шелл понял, что писательство – не его призвание, занялся актерским мастерством и начал играть в Базельском театре.

Театральная карьера

Дебют состоялся в 1953 году на сцене Городского театра во время обучения в консерватории Берна. Максимилиан Шелл показал себя в качестве актера, драматурга и режиссера одновременно. В течение нескольких последующих лет он переходил из одного театра в другой, но в конечном итоге в 1959 году остановил свой выбор на Камерном театре в немецком Мюнхене. Однако вскоре, приняв заманчивое предложение Густафа Грюндгенса, он перебрался в Гамбург, где проработал до 1963 г.

image

Актер в конце 60-х переехал в Лондон. В английской столице он долгое время занимался переводом шекспировских пьес и стихотворений. Работал в театре. Так, в 1978 году он получил важную для него и значимую в театральном мире роль в пьесе «Имярек», которую исполнял на протяжении четырех лет. Параллельно Максимилиан Шелл работал над постановкой опер и вел режиссерскую деятельность. В 2007 году она поставил оперетту «Венская кровь», написанную Иоганном Штраусом. Успех был ошеломительным, она удивила театральный мир.

Фильмы

Кинодебютом актера стала антивоенная картина «Дети, мать и генерал», где Шелл исполнил роль немецкого офицера времен Второй мировой войны, дезертировавшего с поля боя. Этот фильм надолго определил профиль актерской игры Максимилиана, снявшегося потом еще во многих картинах военной тематики, включая «Молодых львов». В этой ленте Шелл впервые появился на голливудском экране.

image Максимилиан Шелл в фильме «Молодые львы»

В 1960 году мужчина вернулся в Германию, где сыграл Гамлета в телеспектакле по одноименной пьесе Шекспира. Его исполнение роли принца Датского считается одним из лучших, наравне с работой Лоуренса Оливье.

В 1961-м Максимилиана пригласили на роль адвоката в юридической драме «Нюрнбергский процесс» о суде над нацистскими преступниками, ставшую ключевой в его биографии. Критики были восхищены тем, как актер изобразил человека, пытающегося обвинить в холокосте кого угодно, кроме своих подзащитных. За эту роль он получил как «Оскар», так и «Золотой глобус». По словам биографа актера, во время подготовки Шелл перечитал огромное количество доступных документов Нюрнбергского процесса.

Максимилиан Шелл в фильме «Дневник Анны Франк»

В дальнейшем в фильмографию Максимилиана вошли такие фильмы о войне, как «Маленькая Одесса», «Железный крест» и «Дневник Анны Франк», в котором Шелл сыграл уже не немца, а еврея – Отто, отца девочки. Потом к еврейским ролям артист обращался неоднократно: в 1989 году в фильме «Розовый сад» исполнил роль Аарона, бывшего узника Освенцима, в 1997-м сыграл отца еврейской семьи в драме «Оставленный багаж».

Самой сложной ролью на тему фашизма и холокоста стал Артур Голдман из «Человека в стеклянной будке». Максимилиану пришлось перевоплотиться в еврея, который настолько оскорблен покорностью своего народа перед лицом жестокости, что после войны из-за безумного поведения в нем подозревают не жертву холокоста, а скрывающегося нацистского преступника.

Максимилиан Шелл в фильме «Человек в стеклянной будке»

Чтобы не стать актером одного амплуа и не «застрять» в военной теме, Шелл играл различных героев, проявляя все грани мастерства. На его счету роли Владимира Ленина, Петра Великого, египетского фараона и многих других персонажей, не похожих друг на друга. В 1981 году Максимилиан появился в очередной адаптации «Призрака оперы» Гастона Леру, где сыграл самого Призрака. Трактовка сюжета далека от классической, но персонаж Шелла оказался максимально приближен к книжному прототипу.

В качестве режиссера Максимилиан тоже был успешен: фильм «Пешеход» в 1974 году получил «Золотой Глобус» и был номинирован на «Оскар» как лучший иностранный фильм.

Максимилиан Шелл в фильме «Пётр Великий»

Как документалист Шелл работал над созданием картины «Марлен», документального фильма о Марлен Дитрих. Кино оказалось проблемным, хотя и заслужило номинацию на «Оскар»: Дитрих сначала дала согласие на съемки, но затем передумала и запретила использовать в фильме уже отснятый материал.

Самой личной, интимной, работой Максимилиана стала картина «Моя сестра Мария» о Марии Шелл, родной сестре актера. За эту ленту брат и сестра получили немецкую телевизионную премию «Бэмби».

Последняя роль Максимилиана Шелла в фильме «Грабители»

Шелл продолжал сниматься до конца жизни как в европейском, так и голливудском кино. Последний фильм с участием актера – криминальная драма «Грабители», вышла на экраны уже после смерти Максимилиана, в 2015 году.

Личная жизнь

В молодости Максимилиан увлекался фортепиано и, повзрослев, сохранил любовь к музыке. Знаменитый дирижер Леонард Бернштейн утверждал, что Шелл был превосходным пианистом. Мужчина давал концерты с венскими и берлинскими оркестрами, участвовал в постановках опер.

Максимилиан Шелл и Сорайя Исфандияри-Бахтиари

Личная жизнь артиста складывалась не так гармонично, как карьера. В 1960-е годы пресса увлеченно обсуждала роман Максимилиана с Сорайей Эсфандиари Бахтиари, до этого бывшей замужем за последним иранским шахом. После расставания Шелла с экс-королевой ходили слухи о связи мужчины с темнокожей супермоделью Донйел Луной.

Максимилиан Шелл и Наталья Андрейченко

В 1985 году на съемках сериала «Петр Великий» Шелл познакомился с советской актрисой Натальей Андрейченко, на которой женился в 1986-м. В этом браке родилась дочь Настасья, также Максимилиан усыновил Дмитрия, ребенка Натальи от первого брака. В Сети присутствует много фото Шелла с обоими детьми. Также у актера есть крестная дочь – известная голливудская актриса Анджелина Джоли.

Максимилиан Шелл и Элизабет Михич

В 2002 году пара разъехалась, чтобы в 2005-м официально развестись; Настасья после развода предпочла остаться с отцом. Инициатором развода был Максимилиан, встретивший Элизабет Михич, галеристку из Вены на 47 лет младше его.

Максимилиан Шелл и Ива Миханович

После окончания этого романа, в 2008 году, Шелл сошелся с оперной певицей Ивой Миханович, которая стала его последней любовью. 20 августа 2013 года пара официально зарегистрировала отношения.

После смерти Максимилиана Шелла родственники долго не могли поделить наследство: на него претендовали как дочь актера, так и его жены и племянники.

Наталья Андрейченко и Максимилиан Шелл

Как там в песне мэтра советской эстрады поётся: «Любовь бывает длинная, а жизнь ещё длинней…»? Зато есть что вспомнить, и греет душу тот железобетонный факт, что многим людям даже не снилось испытать такой накал чувств. Наталья Андрейченко и Максимилиан Шелл могут позволить себе сейчас мудро улыбаться: «Да, любовь ушла. Зато она была!»

А помнишь, как всё начиналось?

Все любовные истории начинаются одинаково: мимолётный взгляд, пойманная на лету улыбка, случайная фраза, за которой внезапно открывается будущая бездна. Вроде бы ничего серьёзного между Ею и Им ещё не происходит, но всё уже свершилось… Наталья Андрейченко уже в 24 года стала «звездой». Что это значило в советском варианте? Баснословные по сравнению с родительскими зарплатами гонорары, чехословацкие замшевые сапоги вместо убогих изделий «МоскваШвеи», ужины в ресторанах в то время, как твои ровесники жарят картошку на постном масле в общаговской кухоньке. Какая там «звёздная болезнь»! Слишком красиво звучит! С учётом необузданного русского темперамента Наталья так увлеклась алкоголем, что вскоре оказалась на больничной койке. Спасли, откачали, вылечили. Жизнь начала новый виток, карьера продолжилась, и любовь случилась, и завершилась счастливым браком. Максим Дунаевский, более чем успешный композитор, хотя и обладал репутацией ловеласа, в семейной жизни оказался рыцарем без страха и упрёка: и человек неординарный, не соскучишься, и кормилец, и отец расчудесный… Спрашивается, чего ещё желать? Ничего и не желала, специально по сторонам не смотрела, невиноватая, сам явился из ниоткуда!

Точнее сказать, «принц» был за­граничный, по иронии судьбы тоже Макс, Максимилиан Шелл. Родился в Австрии, учился в Германии, работал в Лондоне, прославился в Голливуде, одним словом — космополит. За лучшую мужскую роль в фильме «Нюрнбергский процесс» в 1961 году награждён «Оскаром». Мало того, что актёр мирового уровня, ещё и режиссёр, и что совсем уж запредельно для советского понимания,- продюсер. В довершение портрета — мужчина неземной красоты. Первая мысль Натальи при встрече с Шеллом на съёмках фильма «Пётр Великий» в 1985 году: «Боже, никогда такого не видела! Вот, значит, кто моим мужем будет…» Максимилиан играл, само собой, всесильного императора, Наталья — его трагическую любовь Евдокию Лопухину. Разве у них был шанс не влюбиться?

«Я к вам пишу…» То есть рисую.

Как и положено истинному джентльмену, Шелл пригласил понравившуюся ему даму в ресторан. Дама заметалась по Суздалю, где проходили съёмки. Нет, не в поисках наряда или парикмахера, в поисках переводчика. По-немецки она, кроме «Гитлер капут!», не знала ничего, а по-английски только текст своей героини, но кричать в питейном заведении: «Пошто ты сослал меня в монастырь?!» было бы не в тему. Толмач не нашёлся, первое свидание прошло, как ему и следовало, тет-а-тет. Взгляды, жесты, улыбки говорили сами за себя, но хотелось большего, и Макс принялся рисовать Наталье на салфетках. Вот мостик, луна, сердечко… И она поняла: неважно, где мы, посреди бескрайней России, в Мюнхене или Лос-Анджелесе, самое важное неизменно везде, самые главные слова между Мужчиной и Женщиной на любом языке одни и те же: «Я люблю тебя, я так долго ждал тебя, я хочу быть с тобой». И обоим одновременно вспомнилось (ей — потому что получила добротное советское образование, ему — поскольку зачитывался русской классикой), как в «Анне Карениной» Левин писал Китти мелом лишь первые буквы того, что рвалось из сердца, и она его с ходу понимала… Все любовные истории одинаковы. Одинаково прекрасны.

Горящие мосты

Следили за ними, не скрываясь. Общение с иностранным гражданином не входило в «облико морале» советского человека, советской актрисы и должно было находиться под колпаком у соответствующих органов. А Наталью словно бес подстёгивал, принялась демонстративно здороваться в публичных местах с товарищами в штатском. Друзья её предупреждали: не играй с огнём, хочешь сниматься, нормально существовать в СССР, прекрати эти отношения немедленно! Он-то уедет, а тебе здесь жить! Но кто слушает друзей, когда влюблён?! В ответ Наташа лишь сверкала своей фирменной улыбкой, про которую Шелл говорил: «Она была единственная, кто улыбался в этой унылой стране. Словно загипнотизировала меня…» Когда Андрейченко вернулась со съёмок домой, вмиг посерьёзнела и всё как на духу выложила Дунаевскому. Он, менявший жён как перчатки, принялся уговаривать: у нас же общий сын! А квартира, машина на обоих зарегист­рирована… Но кого интересует совместно нажитое имущество, когда… Митю забрала, от дележа квадратных метров и прочего добра отказалась, развелась в двадцать четыре часа. И явилась к Любимому как есть. Чтобы услышать на чистом немецком языке и тут же в переводе по оксфордскому словарику, который он теперь всегда носил с собой, чтобы общаться с ней, что-то типа: «Пардон, майн либен фройлян, но я пас!»

Нарушая запреты

Как и положено истинному арийцу, Макс строил личную жизнь согласно выработанным ещё в молодости трём правилам: 1. Никогда не жениться. 2. Никогда не жениться на женщине с ребёнком. 3. Никогда не жениться на актрисе. Нарушить все три табу будучи 56-летним закоренелым холостяком?! Прости, нам, конечно, было очень хорошо вместе, но мне пора возвращаться домой, фильм закончен, больше в этой стране меня не держат никакие обязательства. Когда? Самолёт через полчаса. Наталья проводила его в аэропорт. И умерла ещё раз. Нет, в реанимацию она на этот раз не попала, просто перестала видеть, слышать, говорить, чувствовать. Шелл звонил ей по сотне раз на дню, она не подходила к телефону. Спустя месяц раздался звонок в дверь, на пороге стоял он. Выпалив: «Нет!», она оттолкнула его на лестничную площадку и рванула в глубь квартиры по длинному коридору на кухню, где сидит подруга, как будто она может её от чего-то спасти… Ей часто потом будет сниться один и тот же сон-воспоминание: как она бежит от Судьбы, а Макс следом, ловит, сгребает в охапку, целует зарёванные глаза, щёки, губы, и она, затихая в его объятиях, произносит: «Запах родной». Прощено предательство, забыто расставание, сил противостоять родному духу нет.

Первые годы они жили вроде бы как женаты, да не вместе, по сути -в гостевом браке. Она не могла решиться оставить Родину навсегда, он совершенно не монтировался в советскую действительность. Навещали друг друга при первой возможности, пересекая границы, нарушая требования покинуть страну не ослабивших хватку «органов». В 1989 году родилась дочь Настя. Макс поставил вопрос ребром: семья должна быть вместе. Ещё два года проволочек, и заслуженная артистка РСФСР Наталья Андрейченко, всенародно любимая Мери Поппинс эмигрировала в США.

Wellcome to the Family!

Почему любящие друг друга люди, пройдя через множество препятствий, чтобы быть вместе, в итоге расстаются? Они и сами не могут ответить на этот вопрос. Он пропадал на съёмочной «у площадке, она пыталась построить новую карьеру в чужой стране… Его семья не слишком благосклонно приняла «эту русскую», поговаривали даже, что сестра Макса, по совместительству верный друг и партнёр во многих проектах, даже предлагала ему откупных, чтобы он расстался с Андрейченко. Наталья чувствовала себя гораздо комфортнее в Москве, нежели в любом другом городе мира, и частенько улетала туда без всякого повода, например, срочно с друзьями понадобилось встретиться, то вдруг увлеклась музыкой и создала там собственную группу. Даже Рождество -святой праздник для Шелл, символ семейного единения и благополучия -могла пропустить! Но когда Наталья услышала: «Я встретил женщину. Она простая, неинтеллигентная и даже некрасивая , но я останусь с ней», решила^: разыгрывает, быть не может! А поняв, что Макс не шутит, заявила: «Можешь с ней встречаться, даже жить, но разводиться зачем?» и вручила шикарный букет: «Отвези ей, передай от меня и скажи: «Добро пожаловать в семью!» Тут Максимилиан в свою очередь подумал, что она издевается, руки дрожали, когда он запихивал злосчастные цветы в багажник… К слову сказать, Шелл расстался с той пассией спустя пару недель после развода с Натальей. Мавр сделал своё дело, мавр может уходить?

А жизнь ещё длинней…»

Наталья Андрейченко уже «Ома Таша», как зовёт её внучка Леа-Магдалена, живущая с мамой Настей и папой, не говорящем на русском языке, в Австрии. Сын Дмитрий от брака с Максимом Дунаевским вернулся с матерью в Москву, но сейчас работает и живёт в Лозанне. Ома Таша по-прежнему молода, хороша, улыбается навстречу будущему и открыта для любви. Шелл, который старше бывшей супруги почти на двадцать семь лет, живёт по-прежнему на два дома: то в Лос-Анджелесе, где продолжает много трудиться, то в родовом поместье на юге Австрии. Он по-прежнему импозантен и не одинок, рядом с ним дама моложе его на сорок семь лет. Но хотя семья официально не существует, а территориально разбросана по разным странам, они поддерживают друг друга и в горе, и в радости. У Макса приступ панкреатита — рядом Андрейченко. Митя тоже часто навещает «моего дружочка», как он с детства зовёт отчима, а Леечка вообще услада для всех… Об одном Наталья жалеет — что не сохранила те салфетки: мостик, луна, сердечко…

Смерть

В конце жизни Шелл страдал от болей в спине. 18 января 2014 года в период съемок упал, находясь в одном из отелей Кицбюэля. После госпитализации у актера обнаружили пневмонию, но сказали, что Максимилиан поправится в течение 10 дней.

Могила Максимилиана Шелла

Тем не менее, 30 января актера поместили в госпиталь Инсбрука, где провели операцию из-за болей в спине. Хирургическое вмешательство прошло успешно, но актер так и не проснулся. Максимилиан Шелл умер 1 февраля 2014 года. Причиной смерти, предположительно, стали осложнения от наркоза.

Фильмография

  • 1955 — «Дети, мать и генерал»
  • 1958 — «Молодые львы»
  • 1961 — «Нюрнбергский процесс»
  • 1969 — «Симон Боливар»
  • 1973 — «Пешеход»
  • 1975 — «Человек в стеклянной будке»
  • 1980 — «Дневник Анны Франк»
  • 1983 — «Призрак оперы»
  • 1985 — «Петр Великий»
  • 1994 — «Маленькая Одесса»
  • 1997 — «Оставленный багаж»
  • 1998 — «Столкновение с бездной»
  • 2001 — «Песня жаворонка»
  • 2006 — «Дом спящих красавиц»
  • 2015 — «Грабители»

Карьера в кино и на телевидении

Период после «Оскара» был для него самым сложным. В последующие годы он часто разрывался между стоящими, но малобюджетными лентами и второсортными боевиками, в которых часто принимал участие по коммерческим соображениям: приключенческая драма 1969 года «Гибель на вулкане Кракатау», спортивная мелодрама «Игроки» (1979 г.). После «Упрямого святого» (1962 г.) последовала роль в «Затворниках Альтоны». Наиболее удачным стал для Максимилиана Шелла фильм-ограбление «Топкапи» (1964 г.). Гонорары за детектив «Дело самоубийцы» (1966 г.), приключенческую ленту «Симон Боливар» (1969 г.) и другие проекты помогали ему оплачивать счета за собственные постановки.

В конце 60-х он обратился к продюсерской и режиссерской работе. Мировое признание получила историческая мелодрама «Первая любовь», вышедшая на экраны в 1970 году. Затем были драмы «Пешеход» (1974 г.) и «Судья и палач» (1975 г.), документальный проект «Марлен» (1984 г.). По его словам, к 1970 году он почувствовал, что ему удалось «начать снова» после получения «Оскара».

В 1975 году он сыграл значительную роль в драме «Человек в стеклянной будке», изобразив богатого жителя города Нью-Йорка, похищенного и доставленного в Израиль для судебного разбирательства. Это принесло ему номинацию на «Оскар», как и его роль в «Джулии» — фильм 1977 года.

В течение следующих десятилетий Максимилиан Шелл трудился в Европе и в Америке, где он снялся в фантастическом боевике «Черная дыра» (1979 г.) и телевизионной версии «Призрака оперы» (1983 г.). Вместе со своей будущей женой Натальей Андрейченко он появился в мини-сериале «Петр Великий» (1986 г.). В 1990-e у него было много экранных работ: «Новичок», сериалы «Молодая Екатерина», «Мисс Роуз Уайт» и «Сталин», приключенческая мелодрама «В плену песков», криминальная драма «Маленькая Одесса», мелодрама «Поющие в терновнике», «Восемнадцатый ангел», «Вампиры», «Столкновение с бездной», историческая драма «Жанна д’Арк».

В 2000-х Максимилиан Шелл продолжал карьеру главным образом на телевидении. Он появился в фильмах «Я люблю тебя, крошка», «Песня жаворонка», а также в «Памятном путешествии» и комедии «Братья Блум», триллерах «Черные цветы» и «Тьма». Последним проектом в его актерской карьере стал детектив «Грабители», вышедший в прокат в 2015 году.

Ссылка на основную публикацию
Похожее