Ежедневно
с 10.00 до 21.00
Ленинградское шоссе
д.98, к.6

Английская бунтарка Джейн Биркин: икона стиля 60-х

Биография Джейн Биркин

Джейн Мэллори Биркин – легендарная актриса, автор песен и певица, получившая известность благодаря многолетнему романтическому и творческому союзу с культовой в культуре Франции личностью, поэтом и композитором Сержем Генсбуром.

image

На фото: Джейн Биркин

С выходом в 1969 году их скандального совместного хита «Je t’aime … Moi Non Plus» («Я тебя люблю … Я тебя тоже нет»), содержащего имитацию звуков во время горячего секса (вздохов, стонов и пр.) и запрещенную, в итоге, в ряде стран, девушка стала одним из главных секс-символов планеты.

В копилке знаменитости, матери трех дочерей, более восьми десятков фильмов, 13 студийных и 6 концертных альбомов.

Джейн Мэллори Биркин

Она удостоена французского национального ордена «За заслуги», японского ордена Восходящего Солнца, а также звания офицера ордена Британской империи. В ее честь в 1984 названа дамская сумка Birkin французского бренда Hermès. С годами этот аксессуар стал символом высокого статуса, его стоимость может достигать семизначных цифр.

Детство

Будущая представительница мира высокого искусства появилась на свет 14 декабря 1946 года в Лондоне, в богемной семье английского аристократа, морского офицера Дэвида Биркина и актрисы Джуди Кэмпбелл, музы оскароносного драматурга Ноэла Коуарда.

Джейн Биркин в молодости

Детство девочки проходило в престижном районе Челси. Родители были творческими натурами и воспитывали ее и других детей – старшего сына Эндрю и младшую дочь Линду – в либеральных традициях. Вместе они делали домашние фильмы с забавными реальными историями, организовывали увлекательные путешествия на каникулах.

Развитие творческого пути

В 16 лет юная красавица, решив пойти по стопам матери, начала участвовать в театральных прослушиваниях. Спустя год она получила свою первую роль в одном из столичных театров (Haymarket Theater) – в спектакле «Carving a Statue» («Вырезая статую»). Затем она появилась в мюзикле «Passion Flower Hotel» («Отель “Цветок страсти„»), продемонстрировав вместе с драматическими свои вокальные и хореографические способности. Его премьера прошла с успехом в июле 1965 в Дворцовом театре Манчестера. Впоследствии этот спектакль с ее участием шел еще 148 раз в лондонском Театре принца Уэльского.

В 16 лет Джейн решила стать актрисой

Началом кинокарьеры Джейн была романтическая комедия «Сноровка». Затем она снялась в драме «Идол», в криминальной ленте «Калейдоскоп». Но известность (правда, скандального характера) ей принесла картина-притча классика авторского кино Микеланджело Антониони «Фотоувеличение», получившая в 1967 высшую награду Каннского фестиваля. Она сыграла в ней (будучи совершенно обнаженной) девушку, стремившуюся стать моделью.

Кадр из фильма «Фотоувеличение»

В 1968-1969 гг. с участием актрисы в ключевых ролях были выпущены на экраны четыре картины. Это – психоделический фильм «Чудо-стена» с саундтреком в исполнении «битла» Джорджа Харрисона, детектив «Бассейн», где ее коллегами по съемкам были Ален Делон, Роми Шнайдер, Морис Роне, криминально-драматическая лента «Дороги Катманду» и картина «Слоган», ставшая для нее судьбоносной из-за знакомства с Сержем Генсбуром.

Джейн Биркин и Серж Генсбург

В 1970 Джейн и Серж сыграли ключевых персонажей в криминальной ленте «Каннабис». Спустя год их обоих можно было увидеть в приключенческой драме «Роман конокрада», затем – в комедии «Слишком красивые, чтобы быть…».

Джейн Биркин в 70-х годах

Не только актер, но и талантливый композитор способствовал развитию певческой карьеры своей музы, не обладавшей выдающимися вокальными данными, но привлекавшей чувственным, хрипловатым и таинственным голосом. Генсбур подбирал ей репертуар, посвящал множество интересных композиций. В 1970-х она выпустила три сольных альбома: Di doo dah, Lolita go home и Ex fan des sixties.

В 70-х Биркин заявила о себе как певица

Тем не менее, большую часть времени Джейн отдавала кинематографу, появившись в тот же период в более чем двадцати кинолентах. Интересно, что в 1973 она снялась вместе с экс-возлюбленной своего Сержа – Брижит Бардо – в драме «Дон-Жуан в юбке», режиссером которой являлся бывший муж киноактрисы Роже Вадим, сын уроженца Киева, дворянина Игоря Племянникова.

Джейн Биркин и Пьер Ришар

В 1974 вышла комедия Клода Зиди «Он начинает сердиться», тепло встреченная зрителями, где Биркин сыграла в паре с Пьером Ришаром. Спустя год они снова блистали в комедийном фильме того же режиссера «Не упускай из виду».

Избранная фильмография[ | ]

Джейн Биркин на 66-м Венецианском кинофестивале. 2009 Полную фильмографию см. в английском разделе.

  • 1966 — Фотоувеличение / Blow-upБлондинка
  • 1969 — Бассейн / La PiscineПенелопа, дочь Гарри
  • 1969 — Слоган / Slogan
  • 1970 — Марихуана — Джейн Свенсон
  • 1971 — «19 девушек и один моряк»
  • 1973 — «Дон Жуан-73» / Don Juan ou Si Don Juan était une femme…Клара Прэво
  • 1973 — «Тёмные места» / Dark.PlacesАльта
  • 1974 — Он начинает сердиться (Горчица бьёт в нос) — Джеки Логан
  • 1974 — Как преуспеть в делах, когда ты дурак и плакса / Comment réussir quand on est con et pleurnichard
  • 1974 — Обезумевший баран / Le Mouton EnrageМари-Поль
  • 1975 — Не упускай из виду / La Course à l’échaloteЖанетт
  • 1975 — Серьёзно как Удовольствие / Серьёзно, как наслаждение / Serieux Comme le Plaisir
  • 1976 — Я тебя люблю… Я тебя тоже нет — Джонни
  • 1976 — Дьявол в сердце / Le diable au coeur — Линда
  • 1977 — Чудовище — Кинозвезда
  • 1978 — Смерть на Ниле / Death On The NileЛуиза Бурже
  • 1979 — Меланхоличная малышка /Melancoly Baby — Ольга
  • 1980 — Эгон Шиле — Эксцесс и наказание / Egon Schiele — Exzesse und Bestrafung — возлюбленная Валли
  • 1981 — Зло под солнцем — Кристина Редферн
  • 1983 — Друг Венсана / L’Ami de Vincent
  • 1984 — Пиратка / La pirate
  • 1986 — Женщина моей мечты / La femme de ma vie
  • 1988 — Jane B. par Agnès V. — Joan Arc / Жанна д’Арк
  • 1990 — Эти глупости — Каролина
  • 1991 — Очаровательная проказница — Лиз, жена художника Эдуарда Френховена
  • 1997 — Известные старые песни / On connaît la chanson
  • 1998 — Дочь солдата никогда не плачет / A Soldier’s Daughter Never Cries
  • 1999 — Последний сентябрь / The last septemberФрэнси Монморанси
  • 2001 — Это моё тело / Ceci est mon corps
  • 2003 — Знакомьтесь, Ваша вдова / Mariées mais pas tropРене
  • 2007 — Boxes (Les Boîtes)
  • 2009 — 36 видов с пика Сен-Лу / 36 vues du Pic Saint Loup
  • 2010 — Телма, Луиза и Шанталь / Thelma, Louise et Chantal
  • 2012 — Рождённый дважды / Venuto al mondo — психотерапевт по усыновлению
  • 2013 — Набережная Орсе / Quai d’Orsay — Молли Хатчинсон

Я тебя люблю … Я тебя тоже нет

В 1976 вышла лента «Я тебя люблю … Я тебя тоже нет», ставшая режиссерским дебютом Генсбура. В фильме часто звучит музыка из одноименной песни, которую исполняют Биркин и Генсбур. Serge Gainsbourg & Jane Birkin — Je t’aime… moi non plus (Fontana 1969) Джейн сыграла ключевую роль молоденькой официантки Джонни, похожей на мальчика, и за эту роль была номинирована на национальную кинопремию «Сезар». Однажды в кафе ее героини вошли двое веселых парней – Красски (Джо Далессандро) и Падован (Хью Кестер). Они работали на грузовике, вывозящем мусор, и были любовниками.

Биркин и Генсбург

Девушку покорил мужественный Красски, и он был очарован ее наивной любовью, неопытностью и готовностью на анальный секс. Когда Падован из-за ревности попытался убить разлучницу, Красски спас ее, но вернулся к своему любовнику, оставив ее одну с разбитым сердцем.

Джейн Биркин в фильме «Я тебя люблю…я тебя тоже нет»

Из-за ряда откровенных сцен Британский совет по классификации фильмов (BBFC) ее показ запретил. Однако в дальнейшем фильм стал, можно сказать, «знаменем наступающей эпохи». Один из главных героев произносит фразу: «Неважно, куда я тебя имею, главное, что я делаю это с тобой». Jane Birkin – Di doo dah

Дискография[ | ]

Студийные альбомы
  • 1969 — Je t’aime… moi non plus с Сержем Генсбуром
  • 1973 — Di doo dah
  • 1975 — Lolita go home
  • 1978 — Ex fan des sixties
  • 1983 — Baby alone in Babylone
  • 1987 — Lost song
  • 1990 — Amours des feintesruen
  • 1996 — Versions Jane
  • 1999 — À la légère
  • 2004 — Rendez-Vous
  • 2006 — Fictions
  • 2008 — Enfants d’Hiver
  • 2017 — Birkin/Gainsbourg: Symphonique
  • 2020 — Oh ! Pardon Tu Dormais…

Концертные альбомы

  • 1987 — Jane Birkin au Bataclan
  • 1992 — Integral au Casino de Paris
  • 1996 — Integral a l’Olympia
  • 2002 — Arabesque
  • 2009 — Au palace (live)
  • 2012 — Jane Birkin sings Serge Gainsbourg via japan

Дальнейшая карьера

Спустя год поклонники Биркин могли увидеть ее в комедийной мелодраме «Чудовище», где главных персонажей воплощали любимец женщин Жан-Поль Бельмондо и секс-символ 1960-х Рэкел Уэлч. Затем она снялась в двух экранизациях романов Агаты Кристи: «Смерть на Ниле» и «Зло под солнцем».

Кадр из фильма «Смерть на Ниле»

В 1981 актриса предстала в роли ключевой героини Анн в картине Жака Дуайона «Блудная дочь», где была затронута деликатная тема инцеста. Спустя три года в драме «Пиратка» того же режиссера (с которым у нее начался роман) она сыграла снова центрального и противоречивого персонажа – Альму (получив очередную номинацию на «Сезар»). Ее героиня пыталась понять, кого она в действительности любит, мужа или свою подругу Кароль.

Молодая Джейн Биркин

Музыкальное сотрудничество певицы с Генсбуром продолжилось и после их разрыва в 1980. Так, в 1983 вышел ее новый сольный альбом «Baby alone in Babylone», содержавший 11 композиций авторства экс-супруга с великолепными текстами, позволившими ей выразить смятение, боль и грусть. По ее словам, он наблюдал за их записью, стоя в студии за стеклом и плача. Диск был признан самым красивым в ее карьере и впоследствии стал золотым.

Серж Генсбург

Она продолжала получать массу предложений о съемках. В 1985 году с ее участием было выпущено в прокат пять картин, включая драму «Пыль», где она блестяще сыграла главную роль Магды, дочери фермера, убившей отца-тирана (Тревор Ховард) и затем лишившейся рассудка. В 1988 она появилась вместе с матерью Джуди Кэмпбелл, братом Эндрю и дочками Шарлоттой и Лу в драме «Мастер кунг-фу».

Джейн Биркин в фильме «Мастер кунг-фу»

В конце 1980-х актриса расширила сферу деятельности – начала работать на телевидении, сыграв главную роль в телефильме «Экс-жена в моей жизни», сняв в качестве режиссера и сценариста драму «Oh Pardon! tu dormais», а также стала выступать с сольными концертами. Первый из них с успехом прошел в концертном зале Le Bataclan – Джейн, обладавшая мощным актерским обаянием, всегда находила контакт с аудиторией.

Джейн Биркин даёт интервью

В 1987 звезда выпустила написанный Генсбуром альбом «Lost Songs», в 1990 – «Amours des feintes». На обложке последнего им самим была изображена печальная Джейн – он подумывал тогда снова заняться живописью. Спустя год автора, «поднявшего песню до уровня искусства» (по словам президента Франции Франсуа Миттерана), не стало. В тот же период его муза сыграла в мюзикле на сцене популярного Le Casino de Paris, посвятив выступление (запланированное раньше кончины Сержа) памяти своего бывшего возлюбленного.

Джейн Биркин в 90-х

В 1994 актриса появилась в Национальном театре, сыграв трагическую роль Андромахи в спектакле «Троянские женщины» по пьесам Еврипида. В конце того же года в лондонском «Савойе» она дала концерт-посвящение Генсбуру, представ перед зрителями как настоящий профессионал с удивительным художественным талантом и окончательно распрощавшись с амплуа скандальной особы.

Но с наследием гениального композитора она не прощалась, записав к 1996 году попурри из его песен «Version Jane», выступив с ними на сцене знаменитого концертного зала «Олимпия» и затем отправившись в европейское турне. В 1999 году она представила новый диск «A la Legere», первый, созданный без участия Сержа, а также выступила на Авиньонском фестивале с версиями по-новому оркестрованных его композиций в концерте «Arabesque». После невероятного успеха этой программы она совершила мировое турне, посетив Скандинавские страны, США, Канаду, Японию, Азию.

Музыка

Отношения между Джейн Биркин и Сержем Гензбургом породили знаменитую на весь мир музыкальную пару. В 1969 году они записали совместную песню «Je T’Aime … Moi Non Plus». Изначально Серж посвятил композицию своей предыдущей возлюбленной Брижит Бардо, с которой даже записал дуэт. Но Бордо сказала, что песня слишком эротична для нее, и после разрыва отношений Гензбург предложил «жетем» Джейн в качестве дебюта в музыкальной карьере. Артистка не отказалась.

В итоге разразился скандал. Ватикан выдвинул официальное заявление, что песня аморальна, а радиостанции отказывались транслировать композицию. Однако скандальная история только заинтересовала публику: в ближайшие месяцы продали несколько миллионов копий синглов, а сама песня держалась на верхушке хит-парадов.

В 1980 году Джейн завершила отношения с Сержем, но музыкальное сотрудничество продолжалось. В 1983 году музыкант написал для певицы новый альбом «Baby Alonein Babylone». Он считается лучшим в музыкальной карьере Джейн. В 1985 году Серж создал дуэтную песню для Биркин и их дочери Шарлотты.

Джейн Биркин с гитарой

В конце восьмидесятых годов певица выступила с сольными концертами. Дебютное представление состоялось в зале бывшего парижского мюзик-холла «Le Bataclan». Тогда артистке было уже за сорок. Но, владея природным талантом и обаянием, женщина быстро нашла эмоциональный контакт со зрителями. Поэтому вскоре у певицы появился график выступлений. Лучшие песни выпускались в альбомах.

В 1994 году артистка выступила с концертом в Лондоне. Шоу было посвящено Сержу Гензбургу. Теперь перед поклонниками стояла не скандально известная особа, а повзрослевшая женщина.

В 1996 году певица записала попурри из песен Гензбурга «Version Jane», с которым отправилась в европейское турне. В 1998 году выпустила лонг-плей «A la Legere».

В 2004 году Джейн представила новую подборку песен, которые написали для нее музыканты со всего мира. Композиции объединились в альбом «Rendez-Vous».

В новом тысячелетии

Продолжая сниматься в кино, в 2004 звезда выпустила новый альбом «Rendez-Vous», высоко оцененный критиками, спустя 2 года – пластинку «Fictions», где почти все песни записаны ею на родном, английском языке. В авторских композициях, включенных певицей в следующий альбом «Enfants d’Hiver», присутствовало много детских воспоминаний и горьких размышлений о возрасте.

С наступлением 2000-х Джейн продолжает сниматься и записывать песни

В 2021 она снялась в короткометражном фильме «La femme et lt TGV», объявив, что роль в нем будет последней в ее кинокарьере.

В 2021 году увидел свет ее самый личный, трогательный и ностальгический альбом «Birkin / Gainsbourg: Le symphonique», объединивший 21 кавер-версию на песни Гензбура, включая те, что были написаны им для других исполнителей: Далиды, Катрин Денев, Брижит Бардо, Изабели Аджани, Ванессы Паради и пр. Композиции были исполнены при поддержке симфонического оркестра.

Примечания[ | ]

  1. Jane Birkin // filmportal.de — 2005.
  2. Lundy D. R. Jane Mallory Birkin // The Peerage (англ.)
  3. Jane Birkin // Энциклопедия Брокгауз (нем.)
  4. Bengal, Rebecca (25 January 2016). “Jane Birkin: On Film, on Serge, on Fashion, on Refusing to Say Her Own Name”. Vogue . Condé Nast. Дата обращения 11 August 2021.
  5. Rodriguez, Juan . From plain Jane to pop icon, Montreal Gazette (3 August 2009).
  6. Vezin, Annette; Vezin, Luc. The 20th Century Muse. — Harry N. Abrams (англ.)русск., 200. — С. 1180. — ISBN 978-0-8109-9154-5.
  7. Sophie Hunter Superstar (неопр.) . Spiegel.de .
  8. Les Heures Ou Je M’Eclipse (неопр.) . Recordoftheday.com .
  9. Guy & Sophie Hunter Chambers: Isis Project (неопр.) (недоступная ссылка). WowHD.co.nz . Архивировано 26 июня 2015 года.
  10. 1234McLean, Craig. Jane Birkin interview: If my songs seem painful — it’s for my daughter Kate (неопр.) . Evening Standard (20 сентября 2017). Дата обращения: 23 сентября 2021.
  11. 12 Crawford, Gabrielle (director). Jane Birkin: Mother of All Babes . SundanceTV. (2003). Архивная копия от 24 сентября 2021 на Wayback Machine
  12. Miles, Barry. The British Invasion. — Sterling, 2009. — С. 155. — ISBN 978-1-4027-6976-4.
  13. Slogan (AKA L’amour et l’amour ), FilmAffinity (1969).
  14. Simmons, Sylvie. Serge Gainsbourg : a fistful of gitanes : requiem for a twister (англ.). — 1st. — Cambridge, MA: Da Capo Press (англ.)русск., 2002. — P. . — ISBN 978-0-306-81183-8.
  15. 12 Q & A: Jane Birkin (неопр.) . CNN (3 октября 2006). Дата обращения: 22 сентября 2021.
  16. Cheles, Luciano; Sponza, Lucio. The art of persuasion: political communication in Italy from 1945 to the 1990s (англ.). — Manchester University Press (англ.)русск., 2001. — P. 331. — ISBN 0-7190-4170-8.
  17. Spencer, Neil . The 10 most x-rated records, Observer Music Monthly , London: Guardian Newspapers (22 мая 2005).
  18. Serge Gainsbourg — Histoire De Melody Nelson — On Second Thought (англ.) // Stylus : magazine.
  19. Owen, Jonathan. Jane Birkin: ‘I was no Lolita,’ says Britain’s Bardot (неопр.) . The Independent (27 января 2013). Дата обращения: 23 сентября 2021.
  20. 123456Bush, John. Jane Birkin Biography & History (неопр.) . AllMusic . Дата обращения: 29 августа 2021.
  21. Fenton, Harvey; Flint, David. Ten Years of Terror: British Horror Films of the 1970s (англ.). — FAB Press, 2001. — P. 180. — ISBN 978-1-903254-08-0.
  22. 12Yotka, Steff. Jane Birkin Returns to Fashion With Saint Laurent (неопр.) . Vogue (29 марта 2016). Дата обращения: 24 сентября 2021.
  23. Phares, Heather. Le Divorce (неопр.) . AllMusic . Дата обращения: 23 сентября 2021.
  24. Kelly, Zach. We are the Lilies (неопр.) . Pitchfork (2 февраля 2011). Дата обращения: 23 сентября 2021.
  25. 12Dry, Jude. Jane Birkin’s Comeback: Why She Chose Oscar-Nominated Short ‘La Femme et le TGV’ As Her Final Film (неопр.) . Indiewire (2 февраля 2017). Дата обращения: 23 сентября 2021.
  26. Oscar nominations 2021: Complete list of nominees; ‘La La Land’s’ 14 ties record, The Washington Post (24 января 2017). Дата обращения 25 января 2021.
  27. Jane Birkin (неопр.) (недоступная ссылка). RFI Music . Дата обращения: 26 сентября 2011. Архивировано 7 августа 2011 года.
  28. Brophy, Gwenda . Time and place: Jane Birkin, The Sunday Times (15 февраля 2009). Дата обращения 26 сентября 2011.
  29. Auld, Tim . Jane Birkin: marching to her own tune, The Telegraph (13 февраля 2009). Дата обращения 26 сентября 2011.
  30. Robinson, Lisa . The Secret World of Serge Gainsbourg, Vanity Fair (ноябрь 2007). Дата обращения 3 сентября 2011. «Contrary to rumors, Jane and Serge never did marry. «He said in France I’d need to be fingerprinted and have a blood sample», Jane says, «and I was slightly offended and said, ‘What on earth for?’ I also had a secret fear that marriage changed things, and so, in fact, we weren’t.»».
  31. McKie, Andrew . Death Is Not the End, Wall Street Journal (25 февраля 2011). Дата обращения 26 сентября 2011. «Serge Gainsbourg and actress Jane Birkin often referred to each other as husband and wife, but in fact they were never married, according to Ms. Birkin’s agent. An earlier version of this article incorrectly referred to Ms. Birkin twice as Gainsbourg’s third wife».
  32. Adams, William Lee . French Chanteuse Charlotte Gainsbourg, Time (26 января 2010). Дата обращения 26 сентября 2011. «My parents weren’t married so I don’t have an ideal image of marriage that I’m hoping for.».
  33. Barlow, Helen . A bit twisted (9 июня 2007). Дата обращения 26 сентября 2011.
  34. Lou Doillon (фр.), Elle.fr . Дата обращения 26 сентября 2011.
  35. Adams, Tim . A charmed life, The Observer (28 октября 2007). Дата обращения 26 сентября 2011.
  36. Smith, Julia Llewellyn Birkin girl: no pain, no Jane (неопр.) . Telegraph.co.uk (14 января 2013).
  37. Jane Birkin, 49 ans, entame deux mois de tournée. Quittant maisons et souvenirs, elle se risque sur ses routes à elle. Jane Bis (неопр.) . Libération . Дата обращения: 16 июня 2021.
  38. Dionne Jr., E.J. . Venice Festival awards top prize to Varda film, New York Times (7 сентября 1985). Дата обращения 2 марта 2021.

Личная жизнь Джейн Биркин

Первый раз одна из самых знаковых женщин ХХ века вышла замуж в 19 лет за композитора Джона Барри. По воспоминаниям Джейн, она была ужасно влюблена, польщена и взволнована тем, что такой гениальный человек выбрал среди прочих девушек именно ее.

Джейн Биркин и Джон Барри

В то же время родители были в ужасе, ведь жених ранее был дважды женат и имел троих детей. В браке, просуществовавшем до 1968 года, родилась дочь Кейт. Она стала известным фотографом, сыграла ряд ролей в кино, но в 2013 покончила жизнь самоубийством.

Джейн Биркин и дочь Кейт от первого брака

В 1968 на съемочной площадке «Слогана» 23-летняя Джейн познакомилась с сорокалетним Сержем Генсбуром, на тот момент уже знаменитым композитором, поэтом и бардом. Вскоре они стали одной из самых эпатажных, стильных и загадочных пар того времени.

Джейн Биркин и Серж Генсбург с детьми

Поводом для этого послужил и сексуальный вокал актрисы в эротичном сингле его авторства «Je t’aime … Moi Non Plus» (официально осужденном самим Папой Римским, но ставшим международным хитом), и откровенные фотосессии, и их публичные ссоры с экстравагантными поступками вроде прыжка Биркин в Сену.

Подобным образом она решила разрядить обстановку после того, как они поскандалили в популярном баре «Castel». Там красавица в порыве ярости и страсти запустила в возлюбленного (обладавшего не менее пламенным темпераментом) пирожным и пустилась от него наутек по бульвару Сен-Жермен. Затем, не церемонясь, бросилась в реку, выбралась в совершенно мокром платье. Серж был поклонником подобных больших жестов. Помирившись и смеясь, они отправились домой.

Шарлотта Генсбург

В 1971 у них родилась малышка Шарлотта, в дальнейшем ставшая актрисой и певицей.

В 1980, устав от алкоголизма, провокаций и депрессий своего эксцентричного возлюбленного, Джейн разорвала их отношения.

Жак Дуайон и Джейн Биркин

Затем до 1992 года она состояла в фактическом браке с культовым режиссером и сценаристом Жаком Дуайоном, подарила ему в 1982 году дочь Лу, выбравшую впоследствии также профессию певицы и актрисы, снимавшуюся в юности для журналов.

Лу Дуайон

В 1992 Биркин рассталась с мужем. Как писали СМИ, «он не смог выдержать конкуренции с ее печалью об уходе из жизни Генсбура». Позже у певицы и актрисы был роман с писателем Оливье Роленом.

В 2021 Джейн призналась, что была больна лейкемией, но ей удалось победить болезнь.

Джейн Биркин в 2021 году

Своим любимым средством против старения, способным убрать минимум десять лет, она называла отнюдь не ботокс, а широкую улыбку.

Интервью Buro 24/7: Дэвид Биркин

22 декабря в Москву на открытие выставки «Снежная королева 55 — Холод и красота», состоявшейся при участии и посвященной 55-летию легендарного советского мультфильма и 90-летию художника «Союзмультфильма» Александра Винокурова, приехал британский художник Дэвид Биркин. На открытии выставки состоялась мировая премьера его замерзших видеопортретов, на которых он запечатлел 14 современных снежных королев России. Чуть позже Дэвид рассказал Buro 24/7 о том, как ему работалось с русскими актрисами, певицами и балеринами, о жанре видеопортрета и о том, что его вдохновляло во время работы над видеопортретами.

Дэвид, чем вас привлек образ Снежной королевы?

Проект сам по себе начался с приглашения Федора Павлова-Андреевича, который сообщил мне, что в этом году юбилей знаменитого советского мультфильма. Он попросил меня сделать что-то в честь этого. Я начал думать над тем, какой элемент из сказки взять за основу предстоящего проекта. Меня больше всего заинтересовало зеркало, объект, который отражает только плохое, негативное. Знаете, как в сказках Ганса Христиана Андерсена: что-то неодушевленное, например, лодка, озеро, оживает — так и я решил персонифицировать зеркало. Что мне особо нравится в этой сказке, так это ее двойственность: это вроде бы и детский мультик, но у него есть глубокий психологический контекст. Самое интересное — это процесс замораживания времени. Снежная королева дважды целует мальчика, сказав ему, что третий поцелуй приведет к его смерти. И так она замораживает время и мальчика, его сердце и эмоции. И я нашел одну цитату Калила Гибрана на эту тему, которая гласит: «Красота — это вечность, смотрящая на саму себя в зеркале. Вечность — это мы, зеркало — это мы». Так, я хотел создать для каждой женщины условия для общения наедине со своим же отражением в зеркале. И я просил их мысленно уйти в прошлое, глядя на себя в зеркало.

Легко ли было работать с русскими актрисами, певицами и балеринами? Как они вживались в образ?

Я был вполне готов к тому, что я — мужчина с камерой и я снимаю женщин. И вообще, в сфере медиа это очень распространено. Мужчины часто снимают женщин, показывают свой взгляд на то, как должна выглядеть женщина. Я старался давать моделям полное право показать себя так, как они хотят. Иногда я даже задумывался, какой из взглядов важнее — взгляд камеры на женщину или же сам взгляд женщины на саму себя в зеркале.

На ваше становление как художника повлияла ваша творческая семья или вы сами выбрали этот путь?

Множество людей в моей семье работают в сфере искусства, но именно художником был только мой дедушка по папе. Он был непрофессиональным художником. Во время Второй мировой войны он на корабле ночью плыл между Англией и Францией, спасая людей. Так, однажды он спас Франсуа Миттерана. Он осуществлял безумно рискованные операции. А в свободное время он рисовал. Он любил рисовать крыши домов, ту часть домов, которую люди обычно не замечали. Вот, пожалуй, единственный человек в моей семье, который занимался именно рисованием, но, к сожалению, он не был известным художником. Мой путь к современному искусству был очень долгим, через фотографию и скульптуру. Моя жена тоже сильно повлияла на мое творчество, она занимается жанром перформанса. Я даже не знал, что такое перформанс до того, как встретил ее. Я думал, что перформанс — это театр.

Ксения Чилингарова

Саша Фролова

Екатерина Одинцова

У вас уже была выставка в Москве в феврале 2009 года, рады ли вы были вновь приехать в русскую столицу?

Я очень хотел этого. Мне здесь все так рады и хорошо принимают. Федор меня пригласил, и я был очень рад вернуться спустя два года, особенно в такую снежную погоду.

Когда произошло ваше знакомство с легендарным мультфильмом «Снежная королева»? Смотрите ли вы вообще советские мультфильмы?

Я вырос на сказках, но эту посмотрел совсем недавно. Наверное, именно поэтому я увидел ее уже с другого угла, а не так, как воспринял бы в детстве. Я смотрел американский вариант, и он был, конечно, неудачным. Авторы изменили имена, акцент стал другим. Я бы очень хотел знать русский, чтобы посмотреть мультфильм на оригинальном языке. В конце концов, я выключил звук, прочитал оригинал сказки Ганса Христиана Андерсена и затем посмотрел мультик, чтобы иметь полноценное представление. Других советских мультиков я не смотрел, по крайней мере не могу припомнить. Безусловно, я видел фильмы Тарковского и многих других.

Кого бы вы могли назвать своим кумиром или вдохновителем?

Ой, их так много. Например, Хироши Сугомото, американо-японский фотограф, он оказал огромное влияние на меня. Также из моих любимых художников — Стив Маккуин, Марина Абрамович. Кто, по вашему мнению, лучше всех перевоплотился в роль Снежной королевы? Кто-нибудь был лучшим?

Нет. (Смеется.) Потому что даже в случае с актрисами я не просил их показать Снежную королеву, не заставлял их играть эту роль. Я хотел, чтобы они оставались собой, нашли что-то в себе, чтобы мы вместе смогли найти что-то в них. Они все были очень сосредоточены, в очень хорошем, эмоционально добром настрое. И я, конечно, не могу сказать, кто был лучше, а кто хуже. Мне понравилось, что все были очень серьезны и задумывались о прошлом и настоящем, смотря в зеркало. Это была отличная работа. И я никогда не работал с людьми из столь различных сфер, например, с олимпийской чемпионкой по фигурному катанию. Актрисы, Оксана, Олеся, Светлана, Мария, Надя, — они прекрасные актрисы. С ними было очень интересно работать. Но ровно так же интересно было работать с теми, кто не был профессиональной актрисой. В общем, соревнования не было. (Смеется.)

Каким вы видите будущее видеопортрета? Как вы считаете, сможет ли он когда-нибудь полностью вытеснить фотографию, ведь у живого изображения есть много преимуществ по сравнению со статичным снимком.

Интересно, что русское название «Замерзшие видеопортреты» и то, которое дал я — Mirror Gaze (фраза, позаимствованная у Жака Лакана) — отличаются. Это интересно, так как получается, что «Замерзшие портреты» — это видеопортреты, то есть здесь почти что образовалось противоречие. Но я осознаю, что та сфера искусства, вокруг которой образуется много вопросов, интересует меня более всего. Очень много пишут о связи статичной фотографии со смертью. Во многих культурах верят, что, когда ты фотографируешь кого-то, ты забираешь душу этого объекта. Затем ты смотришь на старые фотографии и осознаешь, что большинства людей с этих фото уже нет. С видеопортретами ощущения совсем иные. И я бы, конечно, очень не хотел, чтобы одно сменило другое. Я работаю в сфере фотографии и для меня очень интересно время от времени переключаться на видео.

Подготовила: Мэри Хачатрян

Мероприятия

Джейн Биркин сейчас

Талантливая, харизматичная и обворожительная женщина-эпоха остается деятельным человеком. Она занимается благотворительностью в партнерстве с британской организацией Amnesty International, помогает больным СПИДом, беженцам, работает над книгами мемуаров, снимает фильмы, гастролирует с концертами.

Ссылки

  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Джейн Биркин
  • [www.janebirkin.net/ Официальный сайт]
  • Джейн Биркин (англ.) на сайте Internet Movie Database
  • [www.allmusic.com/cg/amg.dll?p=amg&sql=11:3pftxqr5ldhe~T1 Биография] (англ.)
: неверное или отсутствующее изображение Для улучшения этой статьи желательно:
  • Исправить статью согласно стилистическим правилам Википедии.
  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на независимые авторитетные источники, подтверждающие написанное.К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)

Ссылка на основную публикацию
Похожее