В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Столяров.
Сергей Столяров | |
Имя при рождении: | Сергей Кириллович Столяров |
Дата рождения: | 2 июля 1962(1962-07-02) (59 лет) |
Место рождения: | Москва, СССР |
Гражданство: | Россия Россия |
Профессия: | актёр режиссёр продюсер |
Серге́й Кири́ллович Столяро́в
(род. 1962) — актёр театра и кино, режиссёр и телеведущий.
Семья и детские годы Сергея Столярова
Родился будущий Садко в 1911 г. в деревне Беззубово Тульской губернии. Его родителями были Дмитрий Иванович и Наталья Ивановна Столяровы. Кроме юного Сережи у родителей было еще четверо детей.
Семейство будущего актера было небогатым, однако трудолюбивым. С началом Первой мировой войны на военную службу был призван один состоятельный крестьянин из Беззубово. Не желая идти воевать, он предложил отдать свою избу со всем добром тому, кто отправится на войну вместо него. Чтобы обеспечить семью, Дмитрий Иванович Столяров согласился на это предложение и отправился на фронт, откуда уже не вернулся домой.
Благодаря «подарку» богатого односельчанина Столяровы еще некоторое время после гибели главы семьи жили в достатке. Но с началом революции и приходом к власти коммунистов семья оказалась на грани голодной смерти. Дело в том, что завистливые односельчане донесли на Наталью Ивановну, и в рамках раскулачивания у семьи отобрали в буквальном смысле абсолютно все, оставив умирать с голоду.
Чтобы спасти детей, Сергея с братом (как самых старших) мать отправила «зайцами» в Ташкент, где в то время было лучше с продовольствием.
Курский детский дом
Однако до заветного хлебного города Сергей Столяров так и не добрался. По дороге мальчик заразился тифом. Когда его состояние стало очень тяжелым, брат со спутниками сошли в Курске и подбросили его под двери местной больницы, а сами поехали дальше. Так поступить им пришлось, поскольку в то время, если у больного были хоть какие-то родственники, его не клали в больницу, а отправляли домой.
Несмотря на тяжелое состояние, благодаря сильному организму и заботе врачей парню удалось победить болезнь. Однако позже ему пришлось еще какое-то время жить в больнице, пока его не распределили в местный детский дом.
Сергею Столярову пришлось на своем опыте испытать, как непросто жить без семьи в приюте, к тому же в голодные годы Гражданской войны. К счастью для него, один из воспитателей организовал в детском доме драматический кружок. Для голодных, фактически голых обитателей этого места постановка спектаклей стала единственной отрадой, а Сергей Столяров благодаря участию в кружке навсегда полюбил театр.
От машиниста до артиста
Когда мальчишка подрос, его отправили учиться в Москву. Он выбрал себе профессию машиниста и поступил в Первое ремесленное училище. В те годы водить поезд было очень престижным занятием, особенно для беспризорника из крестьянской семьи.
После окончания учебы, отработав положенный срок в депо Киевской железной дороги, Сергей Столяров решил попытать счастья и подал документы на поступление в театральную студию Алексея Дикого. Из 500 кандидатов лишь двоих приняли на учебу. Столяров был одним из этих счастливцев.
После студии начинающий артист продолжил учебу в Театральной школе Пролеткульта, а после ее окончания был приглашен на работу во МХАТ. Здесь талант двадцатилетнего Столярова оценили и часто давали ему роли в постановках. Хотя они и были небольшими, но для юноши это было счастьем — играть на одной сцене с настоящими театральными звездами.
После 2 лет во МХАТе Сергей Столяров (фото — ниже) перешел в Центральный академический театр Российской армии, а в начале 40-х гг. служил в Театре имени Моссовета. В 1944 г. артист сменил еще одно место работы и стал работать в Театре-студии киноактера, где и остался до конца своих дней.
Творчество
Театральные работы
Театр Советской Армии:
- «Святая Святых»
- «Моя профессия – синьор из общества»
Фильмография
- 1981 — Цыганское счастье
- 1987 — Завтра была война — Артём Шефер
- 1989 — Следствие ведут ЗнаТоКи. Мафия
Телевидение
- 1986–1990 — «Детский час (телепередача)» — ведущий
- 1990–1993 — «Взгляд (телепрограмма)» — режиссёр
- 1990–1993 — программа «Архипелаг» — художественный руководитель
- 1993–1997 — программа «Телескоп» (теле) — режиссёр-постановщик
- 1997–1999 — канал «ТВ Центр» — главный продюсер детского и юношеского вещания
- С 2000 года — образовательный телеканал «Школьник ТВ» — генеральный продюсер
Это заготовка статьи об актёре или актрисе. Вы можете помочь проекту, дополнив её. |
Первые роли в кино
Помимо таланта и приятного голоса, Столяров обладал еще и весьма красивой внешностью. Поэтому неудивительно, что вскоре его пригласили сниматься в кино.
Первые две картины с его участием («Космический рейс» и «Любовь и ненависть») ничего особенного собою не представляли, более того, в первой из них имя артиста даже не указали в титрах.
Зато благодаря им на Сергея Столярова обратил внимание мэтр украинского кино – Александр Довженко. Он пригласил актера сыграть одного из главных героев в ленте «Аэроград». Роль благородного летчика Владимира Глушака прославила молодого артиста. Кроме того, благодаря ей Сергей Столяров без проб получил главную роль в кинокомедии «Цирк» с Любовью Орловой в главной роли.
Кирилл Столяров
Кирилл, как и отец, начал сниматься в кино уже в 10 лет, позже поступил во ВГИК, где встретил свою жену Нину Головину. Также, как и отец, он оказался однолюбом и прожил с женой всю жизнь душа в душу. В браке родилась дочь Екатерина и сын Сергей, который также выбрал впоследствии актерскую профессию.
Кирилл сыграл множество ролей, начав сниматься еще студентом. Вопреки запретам преподавателей, он считал, что только на практике способен освоить актерство. В фильме «А зори здесь тихие…» сыграл своего отца — мечту девичьих грез Гали Четвертак.
Позже он стоял у истоков телепрограммы «Актеры и судьбы», даже провел несколько ее выпусков. А фонд имени своего отца Сергея Столярова, который он основал, помог многим пожилым актерам, попавшим в трудные жизненные ситуации.
Кирилл Столяров с женой и сыном
Вскоре беда постучалась и в его дом. Кирилл Сергеевич, также как и отец, скончался от рака в 2012 году в возрасте 75 лет.
Как кинолента «Цирк» поставила на артисте клеймо «неблагонадежный»
В те годы сниматься у Григория Александрова, тем более в главной роли, было невероятной удачей. Ведь его кинокомедии любил сам Сталин, что сулило огромное количество наград и материальных благ. Однако Сергею Столярову «Цирк» не принес всего этого, несмотря на всенародную любовь.
Дело в том, что перед премьерой артист узнал, что на афише указаны имена всего нескольких актеров, работа остальной съемочной группы осталась за кадром. Это было сделано Григорьевым нарочно, чтобы ограничить количество претендентов-конкурентов на престижные премии, которые сулил этот кинофильм. В качестве протеста Столяров отказался идти на премьеру, что в те годы было делом неслыханным.
За своевольный поступок актера уволили из «Мосфильма», а в его личном деле появилась запись о неблагонадежности, а также запрет на выезд на зарубежные гастроли.
Возможно, поступок Столярова имел бы и более серьезные для него последствия, ведь на дворе были 30-е гг., но благодаря роли Мартынова в «Цирке» артист стал идеалом советского мужчины нового поколения, на которого начала равняться вся страна.
А когда создательница легендарной композиции «Рабочий и колхозница» Вера Мухина придала рабочему черты именно Сергея Столярова, он превратился в легенду.
Герой народных былин и сказок
После скандала с комедией Григорьева найти работу во взрослом кино артисту было непросто. Поэтому он согласился сыграть витязя Руслана в экранизации сказочной поэмы Пушкина «Руслан и Людмила».
Амплуа славянского героя-богатыря после этой картины навсегда закрепилось за артистом. А когда великий советский сказочник Александр Роу снял его в «Василисе Прекрасной», для всей страны стал воплощением былинного героя из народа Сергей Столяров. Фильмы-сказки с его участием стали регулярно выходить на экраны и невероятно полюбились зрителям. После «Василисы Прекрасной» артист сыграл в еще одной картине Роу – «Кащее Бессмертном».
Хотя роли Ивана и Никиты Кожемяки превратили и без того известного артиста в культового, самому Сергею Дмитриевичу был тесно в рамках одного и того же образа. Пытаясь выйти за эти рамки, он больше никогда не снимался у Роу.
С началом Великой Отечественной войны артист ушел в ополчение. Но вскоре его вернули назад и вместе с семьей эвакуировали в Казахстан. Находясь в тылу, артист не переставал заботиться о своей стране. Он организовал сбор средств на покупку танка. Для этого Столяров поставил спектакль «Русские люди», с которым гастролировал по стране. Купленный на эти деньги танк был назван в честь спектакля, а за этот поступок был удостоен личной благодарности от Сталина Сергей Столяров.
Актер (биография его после истории с танком ставилась в пример всем деятелям культуры), овеянный славой, с окончанием войны вернулся в Москву. Чтобы сменить амплуа, следующим своим героем он выбрал ловкого пройдоху Фаддея из «Старинного водевиля». Эта роль, как и сама лента, была хорошее встречена публикой.
В последующие годы артист играл в картинах, рассказывающих о современности. А за кинофильм «Далеко от Москвы» он был удостоен Сталинской премии I степени.
О родине думать надо
Демарш на премьере «Цирка» имел последствия для всех его участников, но до репрессий дело не дошло. Массальский и Комиссаров продолжили работу в МХАТе, но в кино появлялись очень редко и в очень небольших ролях. С Сергеем Столяровым дело обстояло сложнее — его происхождение и биография исключали любые обвинения в политической незрелости, но от личной мести оскорбленного Александрова не спасали. Актер, который только-только прославился на всю страну, внезапно попал в своеобразный стоп-лист на «Мосфильме» — главной студии СССР того времени. «Но зато [за ним] навсегда сохранилась характеристика: “неуправляемый, независимый человек”», — пишет Кирилл Столяров.
Но запрета на профессию не случилось, хотя, конечно, все свои планы Сергей Столяров так и не сумел реализовать. Снимался в фильмах «Моряки» и «Гибель “Орла”»; во время Великой Отечественной войны записался в народное ополчение, но вскоре был отозван с фронта — его талант был нужен стране даже в такой ситуации. В эвакуации в Алма-Ате Столяров продолжал сниматься и даже поставил в местном театре пьесу Константина Симонова «Русские люди», выторговав себе право первой постановки за оленью ногу — невиданное богатство по тем временам. Сборы от спектакля пошли на танк для фронта — и этот поступок был отмечен Сталиным в правительственной телеграмме.
Кадр из фильма «Гибель „Орла“» (1940)
Сергей Столяров: биография после премьеры «Садко»
Как не пытался актер перестать для всех быть персонажем сказок, зрители все равно не переставали видеть в нем былинного героя. Поэтому в 1952 г. он согласился сыграть легендарного гусляра Садко в одноименной сказке Александра Птушко.
Эта картина снискала фантастическую популярность не только в СССР, но и далеко за его пределами. Интересно, что из-за успеха ленты власти вынуждены были снять со Столярова статут невыездного, который он получил после скандала с «Цирком». Таким образом, артист объездил с «Садко» весь мир, а также единственный на тот момент среди всех советских артистов был внесен в список особо выдающихся деятелей культуры по версии журнала Cinema. Печально, но на родине артиста не отметили никак за его звездную роль.
Через 4 года Птушко снова пригласил Столярова сниматься в роли Алеши Поповича в «Илье Муромце».
Главный Садко СССР
Основной отдушиной для Столярова-актера стали сказки. К моменту конфликта с Александровым и объявления «неуправляемым и независимым» он уже снимался у Ивана Никитченко и Виктора Невежина в «Руслане и Людмиле» — причем съемки шли давно, и менять исполнителя роли Руслана было поздно. На такое не хватило даже авторитета Александрова — тем более что за этой картиной стоял ещё один авторитетный советский кинематографист Сергей Эйзенштейн, который был учителем Невежина, а первоначально вообще хотел экранизировать Пушкина сам.
Статья по теме
Король спецэффекта. Чему наш Роу их Спилберга научил
Сказочная «богатырская» внешность Столярова хорошо проявилась ещё в «Цирке», где его герой вышагивает с флагом под слова: «Но сурово брови мы насупим». Ну а после «Руслана и Людмила» его фактуру фактически приватизировал Александр Роу, снявший актера в своих фильмах «Василиса Прекрасная» и «Кащей Бессмертный» — оба раза в главных ролях. Потом словно по эстафете Столярова взял к себе Александр Птушко — ещё один знаменитый советский сказочник. В «Садко» и «Илье Муромце» Стоялрову довелось сыграть настоящих былинных богатырей — сильных, смелых, легко побеждающих всех врагов отвагой или смекалкой.
Кадр из фильма «Кащей Бессмертный» (1944)
Новые проекты артиста и его последние годы
После «Ильи Муромца» Сергей Дмитриевич сыграл еще несколько довольно интересных ролей в картинах «Тайна двух океанов», «Повесть о первой любви» и «Туманность Андромеды», которая стала его последней актерской работой на экране.
В последние годы артист получил «зеленый свет» на съемки кинофильма «Когда расходится туман» по своему сценарию. Однако закончить его так и не успел. Дело в том, что в конце 60-х у него обнаружили лимфосаркому, и полный сил и планов артист стал угасать. Умер всенародный любимец на руках сына Кирилла в больнице в декабре 1969 г.
Могила Столярова находится на Ваганьковском кладбище.
Константинова Ольга – жена Сергея Столярова
На протяжении всей своей актерской карьеры Столяров пользовался огромным успехом у женщин. При этом ловеласом никогда не был Сергей Столяров. Личная жизнь его, хотя и интересовала многих, но, с точки зрения желтой прессы, была весьма скучной. Никаких скандалов и закулисных романов в ней не было.
Еще во время работы во МХАТе актер познакомился с очаровательной молодой актрисой Ольгой Борисовной Константиновой. Вскоре влюбленные расписались, а через 3 года у них родился сын Кирилл. Несмотря на то что Сергей Дмитриевич в сыне души не чаял, из-за постоянных разъездов воспитанием малыша занималась мать Ольги Константиновой. Но как только у артиста появлялась возможность – он проводил время с семьей и очень ценил ее.
Когда Кирилл подрос, он тоже стал артистом, причем весьма успешным, хотя до славы отца ему было очень далеко. У них с Сергеем Дмитриевичем на протяжении всей жизни сохранились удивительно близкие отношения, и поэтому своего сына Кирилл назвал в честь отца – Сергеем. Также у него есть дочка Екатерина. Умер Кирилл Столяров в 2012 г. и похоронен рядом с отцом.
Занимательные факты
- Из-за того, что Сергей Столяров попал в детский дом в довольно юном возрасте, не имея документов, он точно не знал даты своего рождения, поэтому всегда праздновал его 1 ноября. Однако биографам артиста спустя годы удалось найти запись в церковной книге его родной деревни и выяснить, что он родился 17 июля.
- При поступлении в студию Алексея Дикого будущий артист читал монолог Павла из пьесы Максима Горького «Мать».
- Картина «Цирк» из-за развенчания культа Сталина была переделана и переозвучена. Большинство артистов еще раз озвучили самих себя. Однако Сергей Дмитриевич не мог принять участие в этом, поэтому его героя озвучил сын Кирилл.
- После выхода «Цирка» артиста разыскала его родная мать, а также единственный оставшийся в живых брат Роман.
- Через 11 лет после смерти артиста на соседнем с ним участке был похоронен Владимир Высоцкий.
Сергей Столяров-старший
Основатель династии Сергей Дмитриевич Столяров — высокий красавец с белозубой улыбкой, он одновременно считался и лицом советской эпохи, и русским былинным героем, сыгравшем в кино и Никиту Кожемяку, и Садко, и Алешу Поповича. Его образ скульптор Вера Мухина взяла для своей легендарной статуи «Рабочий и колхозница».
Сергей был любимцем публики, но его судьба оказалась очень непростой. В пятилетнем возрасте он потерял отца на Первой мировой войне и вынужден был уже тогда помогать своей многодетной семье по хозяйству, которое позже отобрали большевики. Спасаясь от голода, мать забрала детей и поехала в Ташкент к родственникам. Однако по пути Сергей заболел тифом и его пришлось оставить в курской больнице, откуда он попал в детский дом.
Увиделся Столяров с матерью уже будучи взрослым. Всех детей разбросало по стране, кто-то не выжил в революционное время, а кто-то просто пропал.
Сергей Столяров с женой Ольгой и сыном Кириллом
Сергей был верным семьянином, прожил с женой, тоже актрисой, Ольгой Константиновой всю жизнь. От него всегда исходил свет, который согревал всех домочадцев.
Будучи Народным артистом и лауреатом Сталинской премии, Столяров больше ценил любовь зрителей и, как ни странно, власть ему никогда не симпатизировала. Просто артист всегда имел свое мнение и поступал так, как велела совесть. Более того, одно время режиссерам его даже не рекомендовали снимать в своих фильмах.
В возрасте 58 лет Столярова-старшего унесла тяжелая болезнь. Для семьи, в которой он был главным вдохновителем, мир изменился. Но он успел оставить после себя замечательного сына Кирилла, которого отговаривал от актерской профессии, но гены есть гены…