Вера Орлова | |
Вера Марковна Орлова | |
|
|
Имя при рождении: | Вера Марковна Орлова |
Дата рождения: | 25 мая 1918(1918-05-25) |
Место рождения: | Екатеринослав, Украинская ССР, СССР |
Дата смерти: | 16 сентября 1993(1993-09-16) (75 лет) |
Место смерти: | Москва, Российская Федерация |
Гражданство: | СССР СССР→Россия Россия |
Профессия: | актриса |
Карьера: | 1942—середина 1980-х |
Награды: |
|
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Орлова. Вера Марковна Орлова
(25 мая 1918, Екатеринослав, Украинская ССР — 16 сентября 1993, Москва, Россия) — советская российская актриса театра и кино, народная артистка РСФСР.
Биография
Вера Марковна Орлова родилась 25 мая 1918 года на Украине в Екатеринославе (ныне Днепр). В 1936 году закончила среднюю школу в Москве, где она участвовала в самодеятельном ансамбле, выучилась играть на гитаре и разучивала детские песни. В 1937—1941 годах училась в Театральном училище при Московском театре Революции, в 1941—1942 годах — артистка Московского театра имени Ленсовета, в июне-ноябре 1942 (будучи в эвакуации) — артистка Московского театра Сатиры в Хабаровске. В 1942—1974 годах — артистка Московского академического театра им. Владимира Маяковского, где она сыграла десятки ролей. С 1974 года вошла в труппу театра им. Ленинского комсомола[1][2].
В кино начала сниматься в 1945 году. Её кинематографический дебют состоялся в комедии «Близнецы», где она сыграла роль Лизы Карасёвой, а также в её исполнении в фильме звучала песня. Сразу после этой картины к ней пришла большая известность. Всего актриса снялась в 30 фильмах. Особую любовь зрителей завоевали милая Полина из дилогии об Иване Бровкине и самоотверженная Вера Петровна («Дети Дон Кихота»).
Работала на радио, на эстраде, принимала участие в дублировании иностранных фильмов. Много лет голос актрисы звучал в популярной юмористической радиопередаче «С добрым утром!», где она исполняла роль дежурной справочного бюро[1].
Талант и щедрость души
Вера Орлова. / Фото: www.ruskino.ru
С этим театром связаны рост и становление Веры Орловой как актрисы. Её наставником стал сам Николай Охлопков, к мнению которого Вера Орлова прислушивалась до конца его дней. Под руководством Охлопкова актриса раскрылась и смогла на сцене проявить свой талант. Она умела в течение нескольких минут раскрыть образ своей героини, показать неоднозначность её характера. Впоследствии это качество широко использовали и кинорежиссёры. Появление Веры Орловой в 1945 году в фильме «Близнецы» Константина Юдина было поистине триумфальным. В двух очаровательных актрис – Людмилу Целиковскую и Веру Орлову – влюбилась вся страна.
Вера Орлова и Людмила Целиковская. / Фото: www.kino-teatr.ru
Несмотря на успех в кино, актриса всё же оставалась больше театральной актрисой. Вера Марковна проживала целую жизнь с каждой своей героиней, отказываясь называть работу на сцене игрой. Для того, чтобы зритель поверил актёрам, на сцене нужно было жить.
Вера Орлова и Николай Крючков, кадр из фильма «Об этом забывать нельзя». / Фото: www.baskino.me
Вера Орлова много лет работала в Театре имени Маяковского, в 1974 году перешла в Театр имени Ленинского комсомола. В 1960-е годы актриса в образе дежурной по справочному бюро в передаче «С добрым утром!» стала приветствовать радиослушателей. Её любили зрители и коллеги, её талант ценили режиссёры, голос актрисы называли ангельским. А ещё Вера Марковна умела расположить к себе буквально любого человека своей искренней добротой и умением поддержать и помочь. Она становилась второй мамой для своих молодых коллег, заботилась о них и постоянно подкармливала. Впрочем, угощала она своими потрясающими пирогами всю театральную труппу.
Творчество
Работы в театре
Театр им. Маяковского
- «Молодая гвардия» — Валя Филатова
- «Маленькая студентка» — «Зина Пращина»
Ленком
- «Вор» — Христя
- «В списках не значился»
Фильмография
- 1945 — Близнецы — Лиза Карасёва
- 1949 — Счастливый рейс — Фенечка, заправщица
- 1954 — Два друга — мать Вити Малеева
- 1954 — Об этом забывать нельзя — Глаша, домработница
- 1955 — Солдат Иван Бровкин — Полина, буфетчица
- 1956 — Драгоценный подарок — Тамара Васильевна Сперантова, жена Сперантова
- 1956 — Разные судьбы — Нина Никифоровна, соседка Морозовых
- 1958 — Иван Бровкин на целине — Полина Кузьминична Гребешкова, заведующая столовой
- 1959 — Косолапый друг — буфетчица на пароходе
- 1959 — Растеряева улица — Пискарёва
- 1962 — Семь нянек — Шамская, мать Майи
- 1962 — Я купил папу — продавщица детей и пап из сна Димки
- 1963 — Короткие истории — клиентка парикмахерской («Калиновский»), кассирша на вокзале («Порядок прежде всего»), пани Ковальская («Семейный вечер»), Ганна («Шутки-малютки»)
- 1965 — Дети Дон Кихота — Вера Петровна Бондаренко, пластический хирург
- 1967 — Я вас любил… — Зинаида Голикова, мать Коли
- 1969 — Вчера, сегодня и всегда — жена, в истории с грабителем
- 1969 — Мистер-Твистер
- 1971 — Таланты и поклонники — Домна Пантелеевна, мама Негиной
- 1973 — Эффект Ромашкина — женщина из справочного бюро
- 1973 — Разные люди — Анна Борисовна Иваненко
- 1974 — По страницам «Сатирикона» — путешествовавшая в Италии
- 1975 — Беда от нежного сердца — Дарья Семёновна
- 1975 — Это мы не проходили — завуч ПТУ
- 1976 — 12 стульев — Елена Станиславовна Боур
- 1976 — Эти непослушные сыновья — эпизод
- 1976 — Рассказы Марка Твена — миссис Эванджелина Мак-Вильямс
- 1979 — Ватага «Семь ветров» — учительница
- 1979 — С любимыми не расставайтесь — обменщица
- 1980 — Альманах сатиры и юмора
- 1982 — Солнечный ветер — жена Рясенцева
- 1983 — Воробей на льду — Татьяна Ивановна, вахтёрша
Озвучивание мультфильмов
- 1949 — Гуси-лебеди
- 1957 — В некотором царстве — царевна Марья
- 1958 — Кошкин дом — Кошка
- 1961 — Ключ — Фея Лилиана
- 1961 — Чиполлино — Редиска
- 1968 — Хочу бодаться! — Лиса
Вокал
- 1945 — Близнецы — песня Лизы (Оскар Сандлер — Борис Ласкин)
Несостоявшаяся любовь
Вера Орлова, кадр из фильма «Солдат Иван Бровкин». / Фото: www.kino-teatr.ru
Ещё в театре имени Маяковского Вера Орлова познакомилась с человеком, любовь к которому пронесла через всю свою жизнь. Александр Холодков был красив и талантлив, в Великую Отечественную сначала воевал на фронте, позже стал чтецом армейского ансамбля, в составе которого выступал на передовой.
Александр Холодков. / Фото: www.mayakovsky.ru
Казалось, их чувства были взаимны, однако красавец-актёр был несвободен. Люсьена Овчинникова, сыгравшая самую счастливую девушку Катю в «Девчатах», с полным правом называла себя супругой актёра: они много лет жили вместе, однако отношения свои официально не оформляли.
Вся труппа театра с сочувствием относилась к актрисам, оказавшимся в непростой ситуации. К удивлению окружающих, Люсьена Овчинникова и Вера Орлова сумели не возненавидеть друг друга, а подружиться. Наверняка, каждая ставила себя на место соперницы и не понимала, за что ей ненавидеть другую женщину. Напротив, взаимопонимание и любовь к одному мужчине заставили женщин всячески поддерживать одна другую.
Люсьена Овчинникова, кадр из фильма «Девчата». / Фото: www.kino-teatr.ru
Когда же Александр Холодков тяжело заболел и перестал подниматься с кровати, две женщины по очереди ухаживали за ним. Коллеги не всегда понимали, как удалось этим двум женщинам не перейти в стадию откровенной войны. Этот любовный треугольник обсуждали все, а вот повода для осуждения не дала ни одна из возлюбленных Холодкова.
Вера Орлова и Анатолий Папанов, кадр из фильма «Дети Дон Кихота». / Фото: www.kino-teatr.ru
Вера Орлова во время болезни Александра Холодкова как раз снималась в картине «Дети Дон Кихота». После съемок она наспех переодевалась и, не сняв грим, мчалась к постели любимого. Он скончался в 1965 году, а Вера Орлова и Люсьена Овчинникова вместе организовывали похороны, а после стояли рядом у гроба любимого человека, принимая соболезнования от друзей и знакомых.
Отрывок, характеризующий Орлова, Вера Марковна
– Не смотрите на меня. Мама, не смотрите, я сейчас заплачу. – Садись, посиди со мной, – сказала графиня. – Мама, мне его надо. За что я так пропадаю, мама?… – Голос ее оборвался, слезы брызнули из глаз, и она, чтобы скрыть их, быстро повернулась и вышла из комнаты. Она вышла в диванную, постояла, подумала и пошла в девичью. Там старая горничная ворчала на молодую девушку, запыхавшуюся, с холода прибежавшую с дворни. – Будет играть то, – говорила старуха. – На всё время есть. – Пусти ее, Кондратьевна, – сказала Наташа. – Иди, Мавруша, иди. И отпустив Маврушу, Наташа через залу пошла в переднюю. Старик и два молодые лакея играли в карты. Они прервали игру и встали при входе барышни. «Что бы мне с ними сделать?» подумала Наташа. – Да, Никита, сходи пожалуста… куда бы мне его послать? – Да, сходи на дворню и принеси пожалуста петуха; да, а ты, Миша, принеси овса. – Немного овса прикажете? – весело и охотно сказал Миша. – Иди, иди скорее, – подтвердил старик. – Федор, а ты мелу мне достань. Проходя мимо буфета, она велела подавать самовар, хотя это было вовсе не время. Буфетчик Фока был самый сердитый человек из всего дома. Наташа над ним любила пробовать свою власть. Он не поверил ей и пошел спросить, правда ли? – Уж эта барышня! – сказал Фока, притворно хмурясь на Наташу. Никто в доме не рассылал столько людей и не давал им столько работы, как Наташа. Она не могла равнодушно видеть людей, чтобы не послать их куда нибудь. Она как будто пробовала, не рассердится ли, не надуется ли на нее кто из них, но ничьих приказаний люди не любили так исполнять, как Наташиных. «Что бы мне сделать? Куда бы мне пойти?» думала Наташа, медленно идя по коридору. – Настасья Ивановна, что от меня родится? – спросила она шута, который в своей куцавейке шел навстречу ей. – От тебя блохи, стрекозы, кузнецы, – отвечал шут. – Боже мой, Боже мой, всё одно и то же. Ах, куда бы мне деваться? Что бы мне с собой сделать? – И она быстро, застучав ногами, побежала по лестнице к Фогелю, который с женой жил в верхнем этаже. У Фогеля сидели две гувернантки, на столе стояли тарелки с изюмом, грецкими и миндальными орехами. Гувернантки разговаривали о том, где дешевле жить, в Москве или в Одессе. Наташа присела, послушала их разговор с серьезным задумчивым лицом и встала. – Остров Мадагаскар, – проговорила она. – Ма да гас кар, – повторила она отчетливо каждый слог и не отвечая на вопросы m me Schoss о том, что она говорит, вышла из комнаты. Петя, брат ее, был тоже наверху: он с своим дядькой устраивал фейерверк, который намеревался пустить ночью. – Петя! Петька! – закричала она ему, – вези меня вниз. с – Петя подбежал к ней и подставил спину. Она вскочила на него, обхватив его шею руками и он подпрыгивая побежал с ней. – Нет не надо – остров Мадагаскар, – проговорила она и, соскочив с него, пошла вниз. Как будто обойдя свое царство, испытав свою власть и убедившись, что все покорны, но что всё таки скучно, Наташа пошла в залу, взяла гитару, села в темный угол за шкапчик и стала в басу перебирать струны, выделывая фразу, которую она запомнила из одной оперы, слышанной в Петербурге вместе с князем Андреем. Для посторонних слушателей у ней на гитаре выходило что то, не имевшее никакого смысла, но в ее воображении из за этих звуков воскресал целый ряд воспоминаний. Она сидела за шкапчиком, устремив глаза на полосу света, падавшую из буфетной двери, слушала себя и вспоминала. Она находилась в состоянии воспоминания. Соня прошла в буфет с рюмкой через залу. Наташа взглянула на нее, на щель в буфетной двери и ей показалось, что она вспоминает то, что из буфетной двери в щель падал свет и что Соня прошла с рюмкой. «Да и это было точь в точь также», подумала Наташа. – Соня, что это? – крикнула Наташа, перебирая пальцами на толстой струне. – Ах, ты тут! – вздрогнув, сказала Соня, подошла и прислушалась. – Не знаю. Буря? – сказала она робко, боясь ошибиться. «Ну вот точно так же она вздрогнула, точно так же подошла и робко улыбнулась тогда, когда это уж было», подумала Наташа, «и точно так же… я подумала, что в ней чего то недостает». – Нет, это хор из Водоноса, слышишь! – И Наташа допела мотив хора, чтобы дать его понять Соне. – Ты куда ходила? – спросила Наташа. – Воду в рюмке переменить. Я сейчас дорисую узор. – Ты всегда занята, а я вот не умею, – сказала Наташа. – А Николай где? – Спит, кажется. – Соня, ты поди разбуди его, – сказала Наташа. – Скажи, что я его зову петь. – Она посидела, подумала о том, что это значит, что всё это было, и, не разрешив этого вопроса и нисколько не сожалея о том, опять в воображении своем перенеслась к тому времени, когда она была с ним вместе, и он влюбленными глазами смотрел на нее. «Ах, поскорее бы он приехал. Я так боюсь, что этого не будет! А главное: я стареюсь, вот что! Уже не будет того, что теперь есть во мне. А может быть, он нынче приедет, сейчас приедет. Может быть приехал и сидит там в гостиной. Может быть, он вчера еще приехал и я забыла». Она встала, положила гитару и пошла в гостиную. Все домашние, учителя, гувернантки и гости сидели уж за чайным столом. Люди стояли вокруг стола, – а князя Андрея не было, и была всё прежняя жизнь. – А, вот она, – сказал Илья Андреич, увидав вошедшую Наташу. – Ну, садись ко мне. – Но Наташа остановилась подле матери, оглядываясь кругом, как будто она искала чего то. – Мама! – проговорила она. – Дайте мне его , дайте, мама, скорее, скорее, – и опять она с трудом удержала рыдания. Она присела к столу и послушала разговоры старших и Николая, который тоже пришел к столу. «Боже мой, Боже мой, те же лица, те же разговоры, так же папа держит чашку и дует точно так же!» думала Наташа, с ужасом чувствуя отвращение, подымавшееся в ней против всех домашних за то, что они были всё те же. После чая Николай, Соня и Наташа пошли в диванную, в свой любимый угол, в котором всегда начинались их самые задушевные разговоры. – Бывает с тобой, – сказала Наташа брату, когда они уселись в диванной, – бывает с тобой, что тебе кажется, что ничего не будет – ничего; что всё, что хорошее, то было? И не то что скучно, а грустно? – Еще как! – сказал он. – У меня бывало, что всё хорошо, все веселы, а мне придет в голову, что всё это уж надоело и что умирать всем надо. Я раз в полку не пошел на гулянье, а там играла музыка… и так мне вдруг скучно стало… – Ах, я это знаю. Знаю, знаю, – подхватила Наташа. – Я еще маленькая была, так со мной это бывало. Помнишь, раз меня за сливы наказали и вы все танцовали, а я сидела в классной и рыдала, никогда не забуду: мне и грустно было и жалко было всех, и себя, и всех всех жалко. И, главное, я не виновата была, – сказала Наташа, – ты помнишь?