В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Лавров.
В Википедии есть статьи о других людях с такими же именем и фамилией: Лавров, Николай.
Николай Григорьевич Лавров | |
Дата рождения: | 8 апреля 1944(1944-04-08) |
Дата смерти: | 12 августа 2000(2000-08-12) (56 лет) |
Место смерти: | Санкт-Петербург, Россия |
Гражданство: | СССР СССР Россия Россия |
Профессия: | актёр |
Карьера: | 1972—2000 |
Награды: |
Никола́й Григо́рьевич Лавро́в
(8 апреля 1944 — 12 августа 2000, Санкт-Петербург) — советский и российский актёр театра и кино.
Биография Кирилла Лаврова
Кирилл Лавров – народный артист Советского Союза, знаменитый актер театра и кино, чей талант и творчество стали яркой вехой в культурной жизни страны. Несмотря на отсутствие театрального образования, чего Лавров стеснялся всю жизнь, его актерская биография насчитывает свыше двухсот ролей на сцене и в кинематографе.
На фото: Кирилл Лавров
Наибольшую популярность обрел после воплощения образов Ивана Синцова в военной драме «Живые и мертвые», Андрея Башкирцева в фильме «Укрощение огня». Блестяще сыграл Понтия Пилата в экранизации «Мастера и Маргариты». Был художественным руководителем БДТ на протяжении 18 лет – вплоть до смерти в 2007 году.
Биография
Николай Лавров, хотя и был по образованию режиссером, оказался больше востребован как актер. По словам его коллеги Владимира Меньшова, внешность у Николая Григорьевича была примечательная, с такими мужскими лицами становятся звездами уровня Бельмондо или Депардье, ведь в той же Франции популярен не только Ален Делон.
Детство и юность
Кирилл родился осенью 1925 года в актерской семье Юрия Лаврова и Ольги Гудим-Левкович. Мальчика сразу крестили в храме Иоанна Богослова.
Кирилл Лавров в детстве
Своего дедушку, Сергея Васильевича, Кирилл не знал, нашел его могилу уже в 60-х годах, в Белграде, куда тот эмигрировал после революции 1917 года. До нее дедушка заведовал гимназией Императорского гуманитарного общества, был женат на Елизавете Акимовне Лавровой. Но бабушка Кирилла не уехала с мужем, осталась в Петрограде с детьми. Сыну Юрию она помогла поступить на службу в Большой драматический театр, а когда тот женился, принимала участие в воспитании внука.
Гораздо позже Лавров расскажет о своем первом ощущении папы, которого всегда очень любил: Мама Кирилла, Ольга Ивановна, тоже была актрисой, только мало работала в театре, была известной чтицей на радио.
Кирилл Лавров с родителями
Мальчику исполнилось пять лет, когда папа ушел из семьи. Но, по признанию актера, он всегда знал, что отец рядом, хотя и виделись они нечасто. Юрий Сергеевич много ездил по стране, а с 1938 года служил в труппе Киевского театра русской драмы имени Леси Украинки. Лавров-младший тем временем поступил в школу. Учеба давалась ему легко, но поведение подводило. Кирилл частенько пропускал уроки, хулиганил.
Кирилл Лавров в школьные годы
Подростковую энергию поглотил футбол, которым мальчик увлекся всерьез: тренировался в ленинградском «Спартаке», а затем стал правым крайним нападающим основного юношеского состава.
Окончив семилетку в 1941 году, Лавров хотел поступить в мореходное училище, но началась война. Семью эвакуировали в Кировскую область, где Кирилл стал работать сначала грузчиком, затем, когда их отправили в Новосибирск, токарем на заводе. В 1943 году юноша записался в армию. В одном из интервью Лавров рассказывал, как на это отреагировали его родные: Астраханское авиационное училище Кирилл окончил летом 1945 года, после чего несколько лет служил авиатехником на базе в Итурупе (Курильские острова). В боях участвовать не довелось.
Кирилл Лавров в авиаучилище (1944)
В армии Лавров вспомнил о театре. В любительской постановке «Русский вопрос» по Константину Симонову он играл Боба Морфи. И, вопреки воле отца, который не хотел, чтобы сын шел по его стопам, Кирилл решил поступить в театральный вуз.
Он вернулся в Ленинград, когда ему было 25 лет – уже взрослым мужчиной. И прямо в военной шинели отправился в театральный институт, куда его не приняли из-за отсутствия среднего образования. Актер и педагог Леонид Макарьев посоветовал Кириллу окончить вечернюю школу, но от занятий математикой у парня поднялась температура, и на этом обучение закончилось.
Юноша отправился в киевский театр, где служил его отец. Тот едва не отправил сына обратно, настаивая, чтобы Кирилл и дальше работал военным инженером. Но вмешался руководитель театра Константин Хохлов, разглядевший в молодом человеке творческий потенциал. Лавров-младший учился всему на ходу. Его природное дарование вскоре позволило перейти из массовок на более значимые роли.
Биография актера Николая Григорьевича Лаврова
Будущий актер родился во время ВОВ, в послеблокадном Ленинграде, в апреле 1944 года. Рос он обычным мальчишкой, в меру задиристым, но принципиальным и целеустремленным. Еще в детстве он решил, что свяжет свою жизнь с кино, видел себя лучшим режиссером, много мечтал о том, какие фильмы будет снимать, какие спектакли будет ставить.
После школы Николай решил получить профильное образование в области режиссуры, но поступить с первого раза в Ленинградский институт кинематографии, театрального искусства и музыки ему не удалось.
Молодому человеку пришлось работать, но мечты своей он не оставлял – по вечерам играл на сцене театральной студии Ленинградского Дома культуры. Потом была служба в рядах СА, после демобилизации – работа в ТЮЗе, поступление в ЛГИТМиК, на режиссерский курс.
Однако Николай Григорьевич Лавров так и не стал режиссером. Он стал актером, подарил любителям кино и театра огромное количество ролей, забыть которые невозможно.
Театр
Но Георгий Александрович предложил актеру одну из главных ролей в своей постановке «Шестой этаж» с тем условием, что если через год Кирилл не передумает, то уйдет. Лавров остался в театре на всю оставшуюся жизнь. В его творческой копилке за это время появилось более шестидесяти созданных им на сцене образов.
После роли Шарля появились его Борис Прищепин в постановке «Когда цветет акация», Викентьев в «Обрыве», Петр Петрус в «Такой любви». Театралы стали приходить в БДТ «на Лаврова» после спектакля «Пять вечеров» по пьесе Александра Володина, где Кирилл сыграл роль студента Славы. Театроведы отмечали дерзость и смешливость молодого героя, который со стороны оценивал отношения Ильина и Тамары, ломая привычные схемы и стандарты, словно открывая для себя жизненные основы.
Кирилл Лавров и Людмила Макарова в постановке «Пять вечеров»
В 1962 году состоялась премьера спектакля «Горе от ума», где актер появился в образе Алексея Молчалина. Кирилл признавался, что для воплощения роли по-новому взглянул на своего персонажа, решив исключить из него комедийное начало и оставив «все серьезное», что было в этом приспособленце и подхалиме. Постановка стала одной из самых популярных в репертуаре театра.
Кирилл Лавров в сборной БДТ по футболу (70-е годы)
Другими известными премьерами, в которых Лавров запомнился своими ролями, стали «Поднятая целина» (Давыдов), «Мещане» (Нил), «Три сестры» (Соленый). Затем были главные роли в постановках «Ревизор» (Городничий), «Тихий Дон» (Петр Мелехов), «Дядя Ваня» (Астров), «На дне» (Костылев). С разницей в 10 лет – в 1970 и 1980 годах – Лавров воплотил на сцене образ Владимира Ленина в спектаклях «Защитник Ульянов» и «Перечитывая заново».
Фото со спектакля «Ревизор»
В 1989 году, когда умер Георгий Товстоногов, Лаврова тайным голосованием избрали руководителем БДТ единогласно. Он находился на этом посту почти двадцать лет, вплоть до 2007 года. Последней театральной ролью актера стал Рэджинальд Пэджет в спектакле «Квартет».
Фильмография актера Николая Григорьевича Лаврова
В кино Николай Лавров пришел уже будучи популярным и узнаваемым театральным актером. Дебютировал он в 1972 году, в картине «Дела давно минувших дней», где вместе с ним снимались такие знаменитости, как Владимир Этуш, Кокшенов Михаил, Глузский.
Фильмография Лаврова включает 65 проектов. Самые узнаваемые роли он исполнил в фильмах
- «Иван да Марья» (1974),
- «Крутой поворот» (1979),
- «Завещание профессора Доуэля» (1984),
- «Остров погибших кораблей» (1987),
- «Кончина» (1989),
- «Упырь» (1997) и других.
Был у Николая Гаврилова опыт работы и в зарубежных фильмах. В картине «Молодая Екатерина», который снимался английскими, американскими и канадскими студиями, он сыграл роль доктора. Кроме этого, актер занимался и озвучкой. К примеру, его голосом говорит герой Жерара Депардье в фильме-сказке «Астерикс и Обеликс против Цезаря», Майка Старра в «Глазах змеи».
Когда российский кинематограф пополнился проектами в формате сериалов, Николай Лавров не «выпал» из профессии, как многие актеры советского периода. Он продолжал активно сниматься. Из его работ этого плана можно выделить героев сериалов «Каменская», «Улицы разбитых фонарей», «Марш Турецкого», «Агент национальной безопасности».
Роли в кино
Сниматься в кино Лавров начал в середине пятидесятых годов. Сыграл каменщика Семена в фильме «Васек Трубачев и его товарищи», фотокорреспондента в комедии «Максим Перепелица», лейтенанта Костю Ласточкина в музыкальной картине «Ссора в Лукашах».
Кирилл Лавров в фильме «Максим Перепелица» (1955)
Но знаменитым на весь Советский Союз Лавров стал благодаря Константину Симонову. Писатель, видевший его работы в театре, настоял на том, чтобы именно Кирилл играл роль корреспондента Ивана Синцова в экранизации его произведения «Живые и мертвые». После этого писатель и артист дружили всю оставшуюся жизнь.
Кирилл Лавров в фильме «Живые и мертвые»
Картина вышла на экраны в 1964 году и побила все рекорды – за год ее посмотрели более 40 миллионов человек. В драме режиссера Александра Столпера также снимались Анатолий Папанов, Алексей Глазырин, Олег Ефремов. В 1967 году он вернулся к роли Ивана Синцова в фильме «Возмездие», снятом по другой книге Симонова – «Солдатами не рождаются».
Кадр из фильма «Возмездие»
Лавров стал востребованным артистом кино, его звали на главные роли во многие фильмы, от некоторых он просто отказывался, ссылаясь на занятость. Но когда сам Иван Пырьев пригласил Кирилла на роль Ивана Карамазова в многосерийную экранизацию романа Федора Достоевского «Братья Карамазовы», он согласился сразу.
Кирилл Лавров в роли Ивана Карамазова
Пырьев заметил Лаврова на съемках «Возмездия», подошел, внимательно посмотрел в лицо и промолвил: «Мне кажется, ты смог бы сыграть Ивана Карамазова…». Двух других братьев в фильме играли Михаил Ульянов (Дмитрий) и Андрей Мягков (Алексей).
Для Лаврова проект был, пожалуй, самым ответственным за всю фильмографию. Во-первых, ему, привыкшему играть персонажей героических, цельных и целиком положительных (каким был и настоящий Лавров), надо было пропустить через себя личность мятущуюся, страдающую от собственной двойственности.
Во-вторых, закончить картину режиссер Пырьев не успел – во время съемок он перенес на ногах несколько инфарктов и ушел из жизни во сне. Третью серию «Карамазовых» снимали Лавров и Ульянов. Они бережно сохранили все линии, которые наметил Пырьев, филигранно довели работу до конца и с тех пор стали настолько близки, что то ли в шутку, то ли всерьез называли себя «братьями». «Братья Карамазовы» же были номинированы на «Оскар» как лучший на иностранном языке, но уступили приз французскому фильму «Дзета» Коста-Гавраса.
Ульянов и Лавров на съемках «Братьев Карамазовых»
В семидесятые годы Кирилл Юрьевич снялся почти в двадцати картинах. С Людмилой Чурсиной и Василием Шукшиным – в драме «Любовь Яровая», с Адой Роговцевой и Андреем Поповым – в фильме о космонавтике «Укрощение огня», с Вилко Сиивола и Маргаритой Тереховой в исторической картине «Доверие».
Трагедия гибнущей человеческой личности – так называли роль графа Алексея Карнеева в драме Эмиля Лотяну «Мой ласковый и нежный зверь», которую Лавров сыграл с присущей ему глубиной и трагизмом.
Кирилл Лавров в фильме «Мой ласковый и нежный зверь»
Затем он появился в роли Ярослава Мудрого в историческом фильме «Ярославна, королева Франции», а далее был неподражаемый лорд Генри Болингброк в мелодраме «Стакан воды». Прекрасную компанию в этой картине Лаврову составили Алла Демидова, Наталья Белохвостикова, Петерис Гаудиньш. Песня из к/ф «Путь к причалу». Поёт Кирилл Лавров Восьмидесятые годы были отмечены еще двадцатью новыми ролями, наиболее яркими из которых стали Владимир Ленин («20 декабря»), Фредди Кларк («На Гранатовых островах»), Иван Малыч («Из жизни начальника уголовного розыска»), Андрей Дубровский («Благородный разбойник Владимир Дубровский»). Критики в один голос признавали, что актер создал весьма убедительный образ помещика тех времен.
Кирилл Лавров в роли Ленина
В девяностые годы Лавров снимался весьма редко, все силы забирала общественная деятельность, руководство театром. Но в начале двухтысячных он появился в нескольких популярных сериалах: «Улицы разбитых фонарей», «Разведенные мосты», «Бандитский Петербург».
Кадр из фильма «Объяснение в любви»
В «Бандитском Петербурге» Кирилл Юрьевич воплотил образ вора в законе Юрия Михеева по прозвищу Барон. С прототипом своего героя Лавров однажды встретился лично на улице – тот подошел, вручил визитку, пообещал всевозможную помощь любимому артисту.
«Бандитский Петербург: Кирилл Лавров в роли Барона
В исполнении актера интересной и глубокой стала роль Осипова в приключенческом фильме «Казароза». События в картине развиваются на протяжении века – их начало уходит корнями в далекий 1920 год. Убитая певица, эсперантисты, поиски убийцы… Лишь в начале нового тысячелетия выяснилась настоящая правда. Компанию Лаврову на съемочной площадке составили Петр Вельяминов, Лия Ахеджакова, Егор Бероев.
Кирилл Лавров в зрелом возрасте
В 2005 году на экраны вышел многосерийный фильм Владимира Бортко «Мастер и Маргарита». Блестящую игру Александра Галибина, Анны Ковальчук, Олега Басилашвили органично дополнила работа Кирилла Юрьевича, сыгравшего ключевую роль Понтия Пилата – человека, обремененного безграничной властью и страдающего от нее.
Кирилл Лавров в роли Понтия Пилата
Выбирая кандидата на роль прокуратора, Бортко не колебался. Его пытались увещевать: «Лавров слишком стар для этой роли!». На что режиссер отвечал: «Возраст мне не важен. Здесь важен масштаб личности. А Лавров – личность колоссальная». Лавров озвучивает Пилата Мало кто знал, что незадолго до начала съемок в «Мастере и Маргарите» умерла жена Лаврова, самый близкий ему человек. После смерти Валентины он поехал на Плёс, часами сидел и смотрел на Волгу и вживался в роль Пилата. Сам актер говорил о своем персонаже: Последней ролью Лаврова в кино стал диктор радио по имени Михаил в военной драме Александра Буравского «Ленинград» (2007). А в БДТ – Маттиас Клаузен в постановке «Перед заходом солнца».
Личная жизнь актера Николая Лаврова
В отличие от многих коллег по актерскому «цеху», которые поменяли по несколько жен, Николай Григорьевич всю жизнь прожил с одной – Натальей, в девичестве Боровковой. В браке родились двое сыновей – Федор и Григорий.
Жена Николая Лаврова тоже была актрисой. Они познакомились еще в тот период, когда Николай Григорьевич служил в ТЮЗе, как и Наталья. Его супруга вспоминала, что он был необычайно застенчивым, и ухаживать приходилось ей.
Дети актерской пары продолжили династию. Старший из сыновей Федор стал известным театральным и кино актером, служит в МХТ и БДТ, активно снимается. Увидеть его работы и оценить талант можно в фильмах «Именины», «Королевство кривых…», «Полонез Кречинского», «Вербное воскресенье», «Фурцева», «Чужое лицо» и других.
Младший сын актерской четы Лавровых Григорий стал директором по развитию телеканалов. Продолжает династию и единственная внучка Николая Григорьевича Глафира – она актриса театра имени Товстоногова.
Личная жизнь Кирилла Лаврова
Валентина Николаева в молодости
Они с Валентиной стали встречаться, но Элине парень так ничего и не сообщил. Однажды Лавров собирался уехать из города по делам. Быстрицкая пришла на перрон с букетом цветов, чтобы проводить любимого, но увидела, что тот стоит возле вагона с девушкой. Не выслушав попытки оправдаться, она выбросила букет в урну и ушла. Удар был настолько болезненным, что Элина Авраамовна долгие годы и слышать ничего не хотела о Лаврове и старалась не встречаться с ним. Лишь в преклонном возрасте они однажды встретились и поговорили.
Элина Быстрицкая и Кирилл Лавров в 2002 году
А тогда Кирилл получил комнату в общежитии, где стал жить с Валей. Ради семейного счастья девушка оставила актерство. В 1954 году они сыграли свадьбу, вместе переехал в Ленинград. В 1955 году родился их первенец Сергей, а еще через десять лет в семье появилась дочка Маша.
С дочкой Машей
Актёр до последнего хранил верность супруге, а на «рубиновую» свадьбу предложил закрепить союз, обвенчавшись в церкви, что и было сделано. А через несколько лет Валентина серьезно заболела. В 2002 году ее не стало. Лавров, по словам дочери, словно осиротел. Некоторое время Мария с мужем и дочерью жили с ним.
Кирилл Лавров с женой
Но вскоре в жизни Кирилла Юрьевича появилась Анастасия Лозовская, работавшая в БДТ костюмершей. Несмотря на то, что женщина была моложе его почти на 50 лет, они жили вместе три года, не обращая внимания на бурные обсуждения их союза. Мария Лаврова отмечала, что Настя искренне была влюблена в ее отца, а когда он заболел, то преданно ухаживала за ним, не отходила ни на шаг.
Кирилл Лавров и Анастасия Лозовская
Личная жизнь
В семье у Николая Григорьевича все сплошь люди искусства. Жена, актриса Наталья Боровкова, служила в Санкт-Петербургском театре юного зрителя, участвовала в постановках «Приюта комедианта». Дети – два сына – тоже выбрали творческую стезю.
Николай Лавров и его жена Наталья Боровкова
Сын Федор работает на два города — выступает и ставит спектакли на сценах питерского Большого драматического и Московского художественного театра имени Чехова.
Зрителям знаком по роли Германа Титова в драме Алексея Германа-младшего «Бумажный солдат», удостоенной «Серебряного льва» Венецианского кинофестиваля, и по образу мужа помещицы Салтычихи в сериале «Кровавая барыня».
Федор Лавров, сын Николая Лаврова
Сын Григорий выбрал телевидение. До 2021 года занимал пост старшего директора телеканалов , отвечал за продвижение Discovery Networks на территории России и Восточной Европы. Затем занял должность генерального директора «Медиа Альянса». Совместное предприятие занимается распространением каналов TLC, Eurosport и Animal Planet, Cartoon Network и CNN.
Смерть и память
Раскрывая тайны звезды. Кирилл Лавров В память о Лаврове была установлена мемориальная доска на доме, где жил Кирилл Юрьевич – почетный гражданин Санкт-Петербурга, Герой социалистического труда, кавалер ордена Ленина и любимый актер сотен тысяч поклонников. Его имя носят танкер-ледокол и малая планета 6764.
Кирилла Лаврова похоронили рядом с женой
Каждый год театральные коллективы разыгрывают в футбол Кубок его памяти, а скульптурный портрет актера, созданный к его 95-летию народным художником Григорием Ястребенецким, стоит в холле СПбГУП.
Сюжеты
Интересные факты
- В детские годы Кирилл Лавров посещал кружок мореходов и испытывал небывалый трепет перед кораблями. Хотел стать моряком, совершить кругосветное путешествие, но планы нарушила война.
- Дворянская родословная Лавровых берет начало во времена Ивана Грозного. По линии бабушки у семьи было имение под Вязьмой, которое затем продали и переехали в Санкт-Петербург.
- В конце шестидесятых годов, представляя картину «Живые и мертвые» в Белграде, Кирилл Лавров по ночам разыскивал след своего деда, Сергея Васильевича. В последний день командировки он обратился в русскую православную церковь. Священник храма Святой Троицы сообщил ему, что дедушка скончался в 1944 году, и показал его могилу. Лавров сфотографировал ее, показал своему отцу. Через два года он снова оказался на кладбище, где к нему подошла женщина и сказала, что ее муж-художник однажды нарисовал портрет его предка. Холст был передан Лаврову и стал семейной реликвией.
- Лавров всего на месяц пережил своего друга и коллегу Михаила Ульянова, с которым его связывало не только творчество, но и параллельные линии жизни. Оба не единожды создавали образ вождя мирового пролетариата, оба стали Героями Социалистического труда и лауреатами Ленинской премии. Почти одновременно они в кризисные моменты возглавили театры – Кирилл Юрьевич – БДТ, Михаил Александрович – Вахтанговский. После смерти Ульянова Лавров, казалось, потерял волю к жизни и говорил, что скоро последует за другом.
- Кирилл Юрьевич был примерным семьянином и очень любил проводить время с детьми. После рождения дочери они с женой купили дачу возле реки, которая стала любимым местом времяпровождения не только Лавровых, но и их друзей.
- Съемки фильма «Три процента риска», где Лавров играл летчика-испытателя Евгения Фетисова, показали отличную физическую подготовку актера. Он обогнал всех своих коллег в эпизоде, где требовалось пробежать 200 метров до вертолета.
- Подготовка к роли Сергея Королева проходила для Лаврова в расспросах людей, близко знавших конструктора. Однажды старый рабочий рассказал актеру историю о подготовке к запуску ракеты. Он проводил последние подготовительные работы и когда люки уже были задраены, понял, что на борту корабля осталась его отвертка. Мужчина с покаянным видом кинулся к Сергею Павловичу, ведь если отвертка сталась на борту, произойти могло что угодно. Инструмент в итоге нашли, а рабочему Королев выдал денежную премию и почетную грамоту за проявленную честность и принципиальность.
Отрывок, характеризующий Лавров, Николай Григорьевич
Кутузов, сопутствуемый своими адъютантами, поехал шагом за карабинерами. Проехав с полверсты в хвосте колонны, он остановился у одинокого заброшенного дома (вероятно, бывшего трактира) подле разветвления двух дорог. Обе дороги спускались под гору, и по обеим шли войска. Туман начинал расходиться, и неопределенно, верстах в двух расстояния, виднелись уже неприятельские войска на противоположных возвышенностях. Налево внизу стрельба становилась слышнее. Кутузов остановился, разговаривая с австрийским генералом. Князь Андрей, стоя несколько позади, вглядывался в них и, желая попросить зрительную трубу у адъютанта, обратился к нему. – Посмотрите, посмотрите, – говорил этот адъютант, глядя не на дальнее войско, а вниз по горе перед собой. – Это французы! Два генерала и адъютанты стали хвататься за трубу, вырывая ее один у другого. Все лица вдруг изменились, и на всех выразился ужас. Французов предполагали за две версты от нас, а они явились вдруг, неожиданно перед нами. – Это неприятель?… Нет!… Да, смотрите, он… наверное… Что ж это? – послышались голоса. Князь Андрей простым глазом увидал внизу направо поднимавшуюся навстречу апшеронцам густую колонну французов, не дальше пятисот шагов от того места, где стоял Кутузов. «Вот она, наступила решительная минута! Дошло до меня дело», подумал князь Андрей, и ударив лошадь, подъехал к Кутузову. «Надо остановить апшеронцев, – закричал он, – ваше высокопревосходительство!» Но в тот же миг всё застлалось дымом, раздалась близкая стрельба, и наивно испуганный голос в двух шагах от князя Андрея закричал: «ну, братцы, шабаш!» И как будто голос этот был команда. По этому голосу всё бросилось бежать. Смешанные, всё увеличивающиеся толпы бежали назад к тому месту, где пять минут тому назад войска проходили мимо императоров. Не только трудно было остановить эту толпу, но невозможно было самим не податься назад вместе с толпой. Болконский только старался не отставать от нее и оглядывался, недоумевая и не в силах понять того, что делалось перед ним. Несвицкий с озлобленным видом, красный и на себя не похожий, кричал Кутузову, что ежели он не уедет сейчас, он будет взят в плен наверное. Кутузов стоял на том же месте и, не отвечая, доставал платок. Из щеки его текла кровь. Князь Андрей протеснился до него. – Вы ранены? – спросил он, едва удерживая дрожание нижней челюсти. – Раны не здесь, а вот где! – сказал Кутузов, прижимая платок к раненой щеке и указывая на бегущих. – Остановите их! – крикнул он и в то же время, вероятно убедясь, что невозможно было их остановить, ударил лошадь и поехал вправо. Вновь нахлынувшая толпа бегущих захватила его с собой и повлекла назад. Войска бежали такой густой толпой, что, раз попавши в середину толпы, трудно было из нее выбраться. Кто кричал: «Пошел! что замешкался?» Кто тут же, оборачиваясь, стрелял в воздух; кто бил лошадь, на которой ехал сам Кутузов. С величайшим усилием выбравшись из потока толпы влево, Кутузов со свитой, уменьшенной более чем вдвое, поехал на звуки близких орудийных выстрелов. Выбравшись из толпы бегущих, князь Андрей, стараясь не отставать от Кутузова, увидал на спуске горы, в дыму, еще стрелявшую русскую батарею и подбегающих к ней французов. Повыше стояла русская пехота, не двигаясь ни вперед на помощь батарее, ни назад по одному направлению с бегущими. Генерал верхом отделился от этой пехоты и подъехал к Кутузову. Из свиты Кутузова осталось только четыре человека. Все были бледны и молча переглядывались. – Остановите этих мерзавцев! – задыхаясь, проговорил Кутузов полковому командиру, указывая на бегущих; но в то же мгновение, как будто в наказание за эти слова, как рой птичек, со свистом пролетели пули по полку и свите Кутузова. Французы атаковали батарею и, увидав Кутузова, выстрелили по нем. С этим залпом полковой командир схватился за ногу; упало несколько солдат, и подпрапорщик, стоявший с знаменем, выпустил его из рук; знамя зашаталось и упало, задержавшись на ружьях соседних солдат. Солдаты без команды стали стрелять. – Ооох! – с выражением отчаяния промычал Кутузов и оглянулся. – Болконский, – прошептал он дрожащим от сознания своего старческого бессилия голосом. – Болконский, – прошептал он, указывая на расстроенный батальон и на неприятеля, – что ж это? Но прежде чем он договорил эти слова, князь Андрей, чувствуя слезы стыда и злобы, подступавшие ему к горлу, уже соскакивал с лошади и бежал к знамени. – Ребята, вперед! – крикнул он детски пронзительно. «Вот оно!» думал князь Андрей, схватив древко знамени и с наслаждением слыша свист пуль, очевидно, направленных именно против него. Несколько солдат упало. – Ура! – закричал князь Андрей, едва удерживая в руках тяжелое знамя, и побежал вперед с несомненной уверенностью, что весь батальон побежит за ним. Действительно, он пробежал один только несколько шагов. Тронулся один, другой солдат, и весь батальон с криком «ура!» побежал вперед и обогнал его. Унтер офицер батальона, подбежав, взял колебавшееся от тяжести в руках князя Андрея знамя, но тотчас же был убит. Князь Андрей опять схватил знамя и, волоча его за древко, бежал с батальоном. Впереди себя он видел наших артиллеристов, из которых одни дрались, другие бросали пушки и бежали к нему навстречу; он видел и французских пехотных солдат, которые хватали артиллерийских лошадей и поворачивали пушки. Князь Андрей с батальоном уже был в 20 ти шагах от орудий. Он слышал над собою неперестававший свист пуль, и беспрестанно справа и слева от него охали и падали солдаты. Но он не смотрел на них; он вглядывался только в то, что происходило впереди его – на батарее. Он ясно видел уже одну фигуру рыжего артиллериста с сбитым на бок кивером, тянущего с одной стороны банник, тогда как французский солдат тянул банник к себе за другую сторону. Князь Андрей видел уже ясно растерянное и вместе озлобленное выражение лиц этих двух людей, видимо, не понимавших того, что они делали.