Ежедневно
с 10.00 до 21.00
Ленинградское шоссе
д.98, к.6

«Меня пора кормить!» Почему Рина Зеленая закончила дни в Доме престарелых

«Господи, помоги мне материально»

На самом деле ее настоящее имя — Екатерина. Риной актриса стала случайно: просто однажды на афише не поместилось «Екатерина Зеленая» и имя подсократили. А вот свою редкую фамилию она унаследовала от отца.

…Ее дебют состоялся в годы Гражданской войны где-то под Царицыном, когда она в числе студийцев московской театральной школы играла перед бойцами Красной Армии. Потом были кабаре «Летучая мышь», одесский театрик «Крот» в подвале, петроградский «Балаганчик», столичный Театр сатиры…

Статья по теме

«Хватились — пианины нету!» Рина Зелёная сочиняла реплики прямо на съемках

Рина Зеленая играла в «американку» с Владимиром Маяковским, читала стихи начинающего поэта Сергея Михалкова прикованному к постели писателю Николаю Островскому, а уже известный актер Игорь Ильинский выделывал перед ней невероятные «антраша» на коньках.

Для кинорежиссеров же она так и осталась навсегда хоть и королевой, но эпизода. А за него и платили гроши. Однажды актриса даже придумала шуточную молитву: «Господи, помоги мне материально».

Биография

В Ташкенте девочка ходила в реальное училище, но когда отца перевели работать в Москву, будущую актрису записали в престижную гимназию фон Дервиза. Там Екатерина быстро привлекла внимание других школьников собственным необычным поведением — лазила по деревьям, заскакивала на подножку трамвая, шумела и вела себя как маленькая разбойница.

После школы Зеленая поступила в Московское театральное училище, правда, как уверяла актриса, – случайно. Просто увидела объявление о наборе, зашла и прочитала без подготовки драматическое стихотворение. Но чем дальше девушка читала, тем громче смеялась приемная комиссия – уже тогда у Рины Зеленой проявилась неповторимая мимика и манера речи.

Первой профессиональной сценой для актрисы стал любительский театр «Крот» в Одессе. Кстати, именно в этом заведении артистка сократила имя Екатерина, которое не влезало на афишу, до 4-х последних букв и стала Риной Зеленой. Также актриса много выступала на эстраде и радио, где декламировала стихотворения и рассказы для детей. Во время войны Рина Зеленая ездила вместе с фронтовыми бригадами артистов и выступала перед бойцами, за что после освобождения страны из оккупации была награждена орденом Красной Звезды.

В Москве Рина Зеленая работала в театре «Не рыдай», который нашла случайно. Затем актриса устроилась в петроградский «Балаганчик», а после — в московский Театр Сатиры, где проработала четыре года и перешла в Театр обозрений при Доме печати (который впоследствии получил название Театра эстрады и миниатюр). Сегодня поклонники творчества актрисы нередко думают, что Рина Зеленая играла и в знаменитом «Ленкоме», но это не так.

«Вот уже и черепахой была…»

Сценарий «Подкидыша» Рина Зеленая написала вместе с Агнией Барто, выдумала для себя крошечную роль домработницы Ариши (буквально в несколько сцен, может, только потому и сыграла). А историю про старушку, зашедшую попить воды, и вовсе сочинила на ходу. «У нас вот так вот как раз в 57 квартире старушка одна тоже зашла. Попить воды попросила. Попила воды. Потом хватилися — пианины нету!» — тараторила она в кадре.

image «Подкидыш» (1939). Кадр из фильма

Григорий Александров, встретив однажды Зеленую, стал жаловаться:

— Рина! Голубушка! Как жаль, что все роли в моем новом фильме уже заняты!

— Неужели все до единой?

— Решительно все… — пытался оправдаться режиссер. — Впрочем, нет, одна роль осталась. Но мужская: от роли гримера все отказываются.

— Чудесно! Дайте мне эту роль!

Рина Васильевна сделала из гримера гримершу и запомнилась зрителю одной, но исключительно «ярко-зеленой» фразой: «Милочка, такие губы уже не носят!»

Потом была «Встреча на Эльбе» и роль женщины-чистюли в комендатуре: «У меня под кроватью большой снаряд. Это не я его туда положила. Он мне абсолютно не мешает, нет-нет. Но он очень грязный. Скажите, я могу его вымыть с мылом?»

«Девушка без адреса» (1957). Кадр из фильма

Позже — «Девушка без адреса», где Зеленой досталась роль Елизаветы Тимофеевны, члена художественного совета экспериментального ателье. Помните? «Советская девушка должна смело носить то, что мы внедряем!»; «Мы должны внедрять, а не фантазировать»; «Вы хотите стать срывальщицей?»; «Иванова, почему вы высказываетесь, вы же не член худсовета?!»

Ну а после любимой многими поколениями детей картины «Приключения Буратино», в которой она сыграла черепаху Тортиллу, Рина Васильевна признавалась: «Вот я уже и черепахой была. Вижу — человеческой роли не дождаться, ну и согласилась».

Впрочем, с таким именем и фамилией, ей как будто на роду было написано чудить, быть смешливой. В молодости милая и симпатичная, в солидном возрасте Зеленая и выглядеть стала под стать фамилии: в лице будто появилось что-то несерьезное. А голос ее всегда был уникальным… Ну кто еще мог бы так озвучить героев мультфильмов?!

Фильмы

«Путевка в жизнь» был первой звуковой картиной в истории отечественного кино, и Рину Зеленую пригласили петь там блатные куплеты. Она исполнила много песен, но из-за технических неполадок в окончательную версию попал всего один эпизод.

Вообще, Рина Васильевна обожала киноискусство и соглашалась на любую, даже самую незначительную сценку. Но иногда ее мини-роль привлекала больше внимания, чем главные героини картины. Впрочем, на партнеров актрисе всегда везло: Ольга Орлова и Фаина Раневская, Татьяна Пельтцер и Наталья Селезнева, Василий Ливанов и Виталий Соломин — перечислять звезд отечественного кино, с которыми составляла ансамбль Рина Зеленая, можно до бесконечности.

Очень яркой получилась ее роль болтливой домработницы в комедии «Подкидыш». Мало кто знает, что изначально этого персонажа в сюжете не было. Но по ходу съемок Зеленая и Агния Барто, которые и написали сценарий картины, решили добавить новую героиню, а Рина безупречно изобразила ее на экране. Позднее Зеленая в другой комедии «Весна» переписала под себя роль гримера, изначально предназначавшуюся мужчине. Она на ходу выдумывала реплики, в том числе ставшую крылатой фразу «Такие губы сейчас не носят!».

Рина Зеленая и потом нередко импровизировала, и в большинстве случаев новые реплики оставались в финальной части картин. Например, такие знаменитые шутки, как «Старушка зашла воды попить, а потом хватились — пианины нет» и «С места не сойду, пока не умру! А умру я не скоро!» тоже были творением самой актрисы.

В 60-70-х годах Зеленая начала часто появляться в детских сказках: «Три толстяка», «Чиполлино», «Про Красную Шапочку». Очень рада она была роли Черепахи Тортиллы в экранизации «Приключений Буратино». Кроме того, детям адресованы и многочисленные мультфильмы, где звучит голос Рины Зеленой, который невозможно перепутать с каким-либо другим. В этих кинокартинах Рина Зеленая нередко поет: роли в детских фильмах были насыщены веселыми песнями, раскрывающими характеры персонажей.

Последней ролью актрисы стала миссис Хадсон в сериале о Шерлоке Холмсе. В последней части актриса снималась в возрасте 85-ти лет. Коллегами актрисы по съемочной площадке стали Василий Ливанов, Виталий Соломин, Борислав Брондуков, Борис Клюев, Борис Рыжухин.

Фронтовая «ринотерапия»

Во время Великой Отечественной Рина Зеленая обратилась во Всесоюзный комитет по делам искусств при СНК СССР с просьбой отправить ее во фронтовую бригаду. Потом не без гордости рассказывала: «Однажды звонят мне из какого-то медсанбата, и строгий мужской голос говорит: „Почему вы ни разу не приехали к нам? Вы что, не понимаете, что нашим раненым тоже нужна „ринотерапия“?“» Зеленая тут же собрала коллег, и они отправились выступать.

Статья по теме

Неугомонная черепаха Тортилла. Как Рина Зелёная попала на Северный полюс

«Здесь валяется Рина Зеленая!

Как же случилось, что в конце жизни актриса попала в дом престарелых?

Всю жизнь Рина Васильевна была беспомощна в быту и не умела даже варить кашу. Проголодавшись, жалобно просила: «Меня пора кормить». И, наконец, решила: «Единственное, чем я способна помочь своим родным, — это не быть дома».

Несмотря на одиночество и беспомощность, даже в Матвеевском, в Доме ветеранов кино, актриса умудрялась шутить. До последних дней иронизировала над собой, с гордостью нося полученное когда-то прозвище женщина-Чаплин. Однажды, упав на улице и не сумев подняться, она громко крикнула прохожему: «Обратите внимание! Здесь валяется Рина Зеленая!»

К слову, несмотря на свою внешнюю нелепость и неприспособленность к быту, Рина Васильевна дважды была замужем. Первый раз выскочила в 18 лет за юриста Владимира Блюменфельда. Но их союз просуществовал недолго. А вот с именитым академиком архитектуры Константином Топуридзе (он автор роскошных фонтанов на ВДНХ, сооруженных в середине пятидесятых: «Дружба народов», «Золотой колос», «Каменный цветок») брак получился крепким и долгим. Супруги прожили вместе 40 лет, воспитали двух сыновей Топуридзе. Своих детей у Рины Зеленой не было.

Рина Зеленая и главный редактор журнала «Колобок» Виктор Щеглов готовят запись новой сказки в студии звукозаписи Всесоюзного радио. Фото: РИА Новости/ Дмитриев

Личная жизнь

Первым мужем Рины Зеленой был юрист Владимир Блюмельфельд. Муж был намного лет старше ее, и именно это обстоятельство вскоре дало о себе знать – они просто перестали понимать друг друга. Впрочем, Владимир остался другом Рины и ее новой семьи, часто бывал в гостях и интересовался жизнью и карьерой бывшей супруги.

Константин Топуридзе и Рина Зеленая

После развода у актрисы случился бурный роман со знаменитым журналистом Михаилом Кольцовым. Зеленая была сильно влюблена, но когда артистка узнала, что избранник женат, отказалась разбивать семью и прекратила отношения. Актрисе было тяжело, но как раз в тот момент на горизонте возник Константин Топуридзе, ставший вторым мужем Рины Зеленой и главным мужчиной в жизни актрисы.

Котэ, как супруга называла Рина, — знаменитый архитектор, спроектировавший несколько ярких фонтанов, которые установлены на московской ВДНХ. Вместе с Риной мужчина прожил до конца собственной жизни. К слову, Зеленая с большим трудом оправилась от потери любимого человека в конце 70-х годов.

Рина Зеленая сильно переживала после смерти мужа, пасынки актрисы волновались, что у артистки случится инфаркт и женщина отправится вслед за мужем. При этом на похороны Рина Зеленая не пришла. Актриса не любила похороны и никогда не ходила на это мероприятие скорби. Главным образом актриса ненавидела поминки, которые переходили в банальную пьянку, и стандартные бездушные тосты.

Рина Зеленая

Рина Зеленая даже завещала не поминать ее после смерти. Актриса приказала кремировать тело сразу после отпевания. Актриса не желала устраивать поминки по мужу, но на этом настоял старший сын. Тогда Рина Васильевна заперлась в собственной комнате и не вышла к столу.

Не пришла Рина Зеленая и на похороны собственной подруги Фаины Раневской. Рина Васильевна помогла Фаине Раневской в тяжелые годы получить квартиру. За месяц до смерти Раневская позвонила Рине Зеленой и с горечью призналась, что так и осталась в долгу перед благодетельницей. Также актриса помогла с жилплощадью клоуну Сергею Курепову, выхлопотала квартиру собственной домработнице.

Актриса Рина Зеленая

В 1981 году Рина Зеленая написала автобиографическую книгу «Разрозненные страницы». Мемуары актрисы адресованы широкому кругу читателей. Этот роман не столько биография, сколько описание творческого мира, в котором жила актриса. Рина Зеленая рассказывает, с кем актрису сводила судьба и как это действовало на актрису как на творческую личность. В книге описаны реальные личности, знакомые актрисе: Аркадий Райкин, Сергей Михалков, Любовь Орлова, Корней Чуковский и другие.

Награда за 40 минут до смерти

Константин Тихонович был моложе жены на 4 года, а умер в 72 года. Когда его не стало, до последних дней за Риной Зеленой ухаживал ее друг: 90-летний оператор Вадим Коштелян. Говорили, Рина Васильевна догадывалась, что дни ее сочтены. Незадолго до смерти она позвонила приятельнице — актрисе Клавдии Пугачевой: «Приезжай, ты меня совсем забыла». И попросила прочесть ей «Я б умереть хотел на крыльях упоенья…»

1 апреля 1991 года вышел указ о присвоении 89-летней Рине Зеленой звания народной артистки СССР. «Уж если меня и наградят, так непременно за 40 минут до смерти», — напророчила она когда-то. Узнать о высокой награде Рине Васильевне не довелось: спустя несколько часов она ушла в другой мир.

Нелепой казалась и сама весть о кончине актрисы. Когда по Москве разнесся слух, никто из близких друзей сначала в него не поверил. Подумали: Рина опять пошутила…

Рина Зеленая

Рина Зеленая была простая волшебница с беспощадным юмором. Как-то раз она пришла в отделение милиции получать паспорт и когда открыла его, то увидела, что там лет гораздо больше чем она думала. «Я не собиралась жить так долго», сказала она. Рина Зеленая никогда не любила, ни журнал «Здоровье», ни телевизионные передачи посвященные здоровью. Хотя сама была больным человеком, но никто и никогда не видел ее в плохой форме. Она была из тех людей, которые не позволяли кому-нибудь вокруг, кого-нибудь нагружать собой.

Татьяна Александровна Правдина, вдова Зиновия Гердта, о которой Рина Зеленая пишет с восторгом, как об очень умной, честной, резкой, талантливой женщине, рассказывала о том, как жила Рина Зеленая. Они дружили. Рина Зеленая очень любила Гердта и постоянно бывала у него. И они бывали у Зеленой в доме, где к сожалению не было детей.

Рина Зеленая всю жизнь прожила с мужем, которого боготворила. Красавец архитектор Константин Тихонович Топуридзе, которого она называла Котэ. Это был очень талантливый, красивый, умный человек. Когда Рина уезжала на съемки, он обычно говорил ей: «Рина, пиши мне письма каждый день. Я наверное не буду их читать, но чтобы у меня на столе лежало твое письмо».

Хозяйство вести она не умела. В доме была сестра Котэ Тамара и она вела этот дом, вела хозяйство.

Рина Зеленая очень дружила с Любовью Орловой, дружила и очень любила ее. Любила потому что, ценила ее такт, ее элегантность, ее ум и всегда хотела сниматься в тех фильмах, в которых была Орлова.

Когда снимали «Весну», она пристала к Александрову, чтобы он дал ей роль, на что тот ей отвечал: «Рина, у меня ролей в фильме для вас нет. У меня нет ни одной женской роли», на что Зеленая отвечала, «Не надо, дайте мне мужскую роль». «У нас была одна роль парикмахера-гримера, но ее вычеркнули». Но Рина Зеленая не унималась и просила вернуть эту сцену и Александров не смог устоять. Но так как у этой роли не было текста, режиссер предложил Зеленой самой придумать текст.

Рина Зеленая и Любовь Орлова

Знаменитая фраза, которую она сама придумала «Таких губ сейчас не носят», потом повторяла вся страна. И так было всегда. Когда в фильме Александрова «Встреча на Эльбе» она играла роль без слов, немку, Александров сказал: «Рина, придумайте что-нибудь сами», и она придумала:

«У меня под кроватью лежит неразорвавшаяся бомба. Нет-нет, она мне совсем не мешает. Я только хотела узнать, можно ли ее мыть с мылом?»

Вот и вся роль.

Талант ее начал проявляться очень рано. Она родилась не в Москве, а в Ташкенте в 1901 году. И не дожила один год до 90-летия. Она прожила очень длинную жизнь.

Отец Рины разошелся с ее матерью и она осталась жить с мамой. Была у нее старшая сестра, был брат. Она помнила Ташкент, любила его вспоминать, его улицы. А семья ее жила в Ташкенте довольно долго и все ее детство прошло в этом городе. В этом городе она была и в годы войны, где познакомилась с Ахматовой и благоговела перед ней.

Рина Зеленая, это ее настоящая фамилия, а имя у нее, конечно, не Рина, а Екатерина, Екатерина Васильевна Зеленая.

Когда они приехали в Москву, подруг у нее не было и по моему, близких подруг у нее никогда не было. Она любила только одну женщину, нежно и трепетно — Ирину Щеголеву, жену знаменитого художника Натана Альтмана, женщина несказанной красоты.

Константин Топуридзе и Рина Зеленая

Ирина Щеголева была первой женой сына знаменитого пушкиниста Щеголева. И они с Зеленой очень дружили, всю жизнь. Они вместе ездили отдыхать и всякий раз, когда Рина Зеленая снималась в каком-нибудь пустяке, где-то в Ялте или в Сочи, туда приезжала Ирина Щеголева. Она была так хороша собой, что всегда и все на нее обращали внимание. И приходя на пляж, не надо было ее долго искать, потому что все головы были повернуты в ее сторону. «Я выглядела рядом с ней очень неубедительной», сказала как-то Зеленая. Тем не менее любила ее.

Она с юности ничего не боялась. Как-то шла по улице, уже после окончания гимназии, увидела театральную школу при Свободном театре, пришла на экзамен, она была совершенно неготова, прочитала стихи. Читала она так яростно и страстно, что комиссия, которую возглавляла Шатрова, впоследствии актриса Малого театра, хохотала до слез. Ее приняли.

Она проучилась там два года, увидела замечательных актеров, которые были в этом театре и Блюменталь-Тамарина, Радина, Шатрова. Она впитывала в себя весь этот мир, а это уже были послереволюционные годы.

В Москве был театр под названием «НЕРЫДАЙ», его обожали, там всегда было очень смешно. Представления начинались очень поздно. Главным человеком в этом театре был актер Тусузов, он умер в глубокой старости, всю жизнь играл эпизоды в «Театре Сатиры». А тогда, в юности, в 20-х годах — это был блестящий актер, который держал в своих руках весь этот «НЕРЫДАЙ».

А потом Рине Зеленой надоело. Вообще, когда ей надоедало, она бросала, бросала и эти маленькие театрики и решила уехать в Ленинград, в театр, который назывался «Балаганчик». Спектакли начинались в 12 часов ночи, кончались в 4 утра. Она не имела денег на извозчика и шла через весь город к себе домой.

Она повидала очень много людей и со многими подружилась на всю жизнь. Она очень любила Маяковского, она знала художника Лентулова, она любила наблюдать за молодым Юткевичем, который всегда сидел в театре «Балаганчик». С Маяковским она гуляла в Ялте. В 1930 году, когда Рина Зеленая играла в спектакле и выйдя за кулисы ей кто-то сказал, что Маяковский застрелился, она была готова в гриме броситься сейчас же на улицу. И бросилась, после окончания представления и бежала через весь город.

А потом стояла в толпе, чтобы попасть на панихиду и кто-то взял ее за руку и провел внутрь. Она горько плакала и в эти минуты и почему-то вспоминала, как когда-то еще работая в «НЕРЫДАЙ», она вместе со своей подругой тех лет, писательницей Верой Инберг, выходила на сцену. Они были такими шансонетками, Вера Инберг изображала француженку и пела «Я Мариетта, я родом из Прованса. Я люблю поэта — Анатолия Франса». А Рина Зеленая пела матрешку «А у нас есть поэт московский — Владимир Владимирович Маяковский».

Это все она вспоминала на похоронах Маяковского и так уж повелось, что с тех давних лет она стала бывать в доме Лили Брик. И когда Лили Брик уже не было в живых, подружилась с Василием Васильевичем Катаняном.

Своих детей у нее никогда не было. Хотела она их иметь или не хотела, кто сейчас ответит на этот вопрос… Так сложилось. Были племянники, племянники мужа, но дети волновали ее.

Она любила записывать в дневники, как дети разговаривают. Она однажды прочла письмо, как какая-то девочка писала:

«Я тоже очень хотела бы полететь на Луну и я согласна полететь на Луну. Но у меня к вам только одна большая просьба, можно ли мне полететь в воскресенье, когда свободен мой папа»

Она ведь сама, ни кто-нибудь ей подсказал, она сама решила разговаривать детскими голосами, имитируя детскую речь. Но это не была ремесленная имитация, а это было искусство.

Она всегда помнила слова Самуила Маршака, который говорил о том, что когда ему звонят из издательства и просят написать маленькое стихотворение, думая, что этим облегчают ему задачу, что маленькое написать легче чем большое. Это все равно что сделать маленькие часы легче, чем сконструировать большие. Она понимала искусство слова и искусство интонации.

Рина Зеленая в фильме «Укротители велосипедов»

Вместе со своей приятельницей Агнией Барто, она села за стол и решила написать сценарий. Это был сценарий фильма «Подкидыш», который шел еще до войны. Рина Зеленая мечтала написать его для себя, но ничего не вышло. Фильм, который принес огромную славу Фаине Георгиевне Раневской «Муля, не нервируй меня!» — это слова Рины Зеленой и который принес славу и самой Рине Зеленой, она играет там маленькую роль домработницы.

В ней было поразительное чувство стиля и какого-то внутреннего умения, графически стоить образ. Уже в 1979 году в фильме о Шерлоке Холмсе, Рина Зеленая снялась в роли миссис Хадсон.

В реальной жизни, она была человеком поразительно взбалмошным, капризным и очень точно знающим всегда, что она хочет. Когда она что-нибудь не хотела, она могла произносить монологи из которых ничего нельзя было понять. Можно было подумать, что она сумасшедшая, что она какая-то странная.

Она боготворила Алексея Толстого, бывала в его доме еще в Царском селе. Восторгалась Натальей Васильевной Крандиевской — первой женой Алексея Толстого, поэтессой, одной из самых благородных и пленительных женщин. Алексей Толстой бросил ее, женившись на Людмиле Ильиничне Баршевой. А Рина Зеленая подружилась и с Людмилой Ильиничной, была с ней в дивных отношениях, бывала у нее в доме, как бы забыв о том, что когда-то была совсем другая жизнь.

Она знала Горького. И когда тот попросил ее прочесть какой-нибудь детский рассказ и она имитировала детскую речь, придумывая эти удивительные тексты, то Горький смеялся до слез.

Она всегда хотела сниматься в главной роли. Но такой роли в ее жизни не было.

В годы войны она была неугомонна и не могла находиться на месте. Она попала в первую же фронтовую бригаду и объездила весь фронт, выступая там.

Она жила искусством, жила своим делом. Выросшая в 20-х годах, воспитанная в а, кабаре, маленьких нэповских ресторанчиков и театриков, отточив до высочайшего мастерства своей изысканное, уникальное искусство, она еще сумела вокруг себя создавать свой, особый мир.

Рина Зеленая подружилась с Михалковым тогда, когда он еще не был тем Михалковым, каким мы его знаем сейчас. Сергей Михалков был человек, к которому Рина Зеленая всю жизнь относилась с необычайной нежностью.

В начале 30-х годов, Рина Зеленая увлекалась спортом и у нее был свой любимый вид спорта — теннис. Около Динамо был стадион, он и сейчас существует около одноименной станции метро.Она брала теннисную ракетку, ее муж сопровождал ее и приходила на этот стадион.

Рина Зеленая, кадр из фильма «Подкидыш»

В один день, когда она играла в теннис, к ней подошел высокий, привлекательный, заикающийся молодой человек и сказал: «Я хочу с вами познакомиться». Она смерила его взглядом и попросила подождать окончания ее игры.

После окончания он к ней снова подошел и сказал: «Меня зовут Сережа Михалков и я хочу вам показать, что я написал». Без всякого желания, без всякого энтузиазма она взяла эти стихи и стала их читать на скамеечке. После первых же строк, она сразу поняла, что перед ней настоящий, серьезный поэт. И Рина Зеленая сказала ему: «Я возьму ваши стихи и буду читать их с эстрады». И с этого момента они подружились.

Рина Зеленая водила Михалкова в Дом журналистов и кормила его там со своей зарплаты, потому что тогда у Михалкова не было никакой зарплаты, он ничего не зарабатывал, он только писал стихи.

Естественно тоскуешь о той культуре, к которой принадлежала Рина Зеленая, культуре, о которой мы сегодня можем только мечтать. Она, которая должна была бы все время сниматься в кино, она обожала кино, а делала она в нем — пустяки. Но эти пустяки смотришь сегодня с наслаждением.

Фильм «Дайте жалобную книгу», совершенно Чаплинский персонаж. Она выступает в роли певицы, эстрадной певицы, которая подлежит сокращению. Она поет, а перед выходом к микрофону в руках у нее бюллетень по обмену жилплощади, как бы знак ее человеческой неустроенности. И она поет только один романс и тут вся ее биография. Смотреть это, можно бесконечно.

Очень мной любимый Евстигнеев, снимался с Риной Зеленой в фильме «Красная шапочка». Он в роли Звездочета, а она в роли бабушки. И после съемок он приходил в «Современник» и рассказывал только о Рине Зеленой, о ее фантазии, о ее выдумке.

У нее были свои боги, она боготворила Александра Вертинского. Я думаю, что лучшие страницы о Вертинском написала Рина Зеленая. Может быть не по отточенности литературного письма, а по тому эмоциональному заряду с которым она пишет о нем.

Как то она встретилась с ним в Ленинграде, в гостинице Астория, они жили на одном этаже. Она еще не была с ним знакома, она просто видела, как Вертинский шел по коридору, а впереди шел какой-то роскошный принц приехавший из Африки и вся обслуга гостиницы Астория вертелась не вокруг Рины Зеленой, не вокруг Александра Вертинского, а вокруг этого африканского гостя. И Вертинский, повернув голову и посмотрев на Екатерину Васильевну, сказал: «Вот что значит рассевая дискриминация». И она была счастлива, потому что в нем был тот юмор, который она больше всего ценила.

Сегодня, к счастью, от нее остались фильмы, и осталась книжка. Но никакая книга не может заменить живого общения зрителя с экраном.

Когда возникло телевидение и оно очень быстро завоевало сердца и умы людей, то Рина Зеленая мечтала работать на телевидении. Ее волновало телевидение и она боялась его. Она понимала инстинктом своего огромного дара, что телевидение обнажает все человеческое нутро, когда ты находишься на экране.

Она еще в 80-х годах замечательно написала, что не может читать журнал «Наука и жизнь» и «Телевидение и мы», потому что там все время новые технические слова, она в них ничего не понимает и очень хотела бы вскочить на поезд, который летит в XXI век и остаться в нем.

Рина Зеленая выступала в концертах и искренне писала, уже на старости лет, о том, что концерты, эстрадные выступления, радиопрограммы — это паузы между кино. И она кидалась на любое предложение, на самое маленькое, на крохотный эпизод, для того, чтобы мелькнуть в том искусстве, которое она любила больше всего на свете — искусстве кино.

Я недавно с удивлением прочел у Бродского слова о том, что он не любил живопись авангарда ХХ века, потому что она делает людей одномерными. Рина Зеленая боготворила живопись, Эрмитаж был для нее родным домом. Вот музыки она не понимала и не любила. Может быть потому, что когда она была девочкой, ее мама заставляла ее старшую сестру часами играть гаммы на рояле. И это доводило ее до такого ужаса, что она готова была выпрыгнуть в окно.

Она вообще, когда жила в Ташкенте, никогда не сидела под деревом, она всегда сидела на дереве. А больше всего она любила висеть на последней ветке акации и смотреть на мир, который на земле, она была маленькая девочка. Она хотела посмотреть на то, что копошиться и меняется на земле. У нее были друзья одни мальчишки, она была сорванец.

В 80-е годы, когда уходили силы, когда все чаще возникала болезнь, она попадала в больницы и не всегда хорошие. Рина Васильевна вспоминала, как оказалась в больнице с таким замечательного таланта актером, как Борис Бабочкин. Острый, желчный, умный, резкий человек оставивший после себя такие дневники, которые таят невероятную силу души, ума и боли за свою невостребованность. И он болезненно относился к плохим простыням, плохому обслуживанию нянечек. То, к чему Бабочкин относился с негодованием, легко принимала Рина Зеленая, она этого не замечала и никогда об этом не говорила.

Рина зеленая в образе черепахи Тортиллы в сказке «Приключения Буратино»

Она лечилась и наслаждалась беседами с Бабочкиным, потому что она всегда умела наслаждаться людьми. Тот редкий талант, особенно ценимый в наши дни, в эпоху вселенского эгоизма и эгоцентризма.

Рина Зеленая — талантливая маленькая женщина, оставившая неизгладимый след в сознании всех тех, кто видел ее на экране. А на экране ее видели все.

Ссылка на основную публикацию
Похожее