Обе дочери знаменитого шансонье Александра Вертинского, Марианна и Анастасия, были первыми красавицами своего времени. И обе — талантливыми актрисами. Их сравнивали всю жизнь, и, как правило, сравнение всегда оказывалось в пользу младшей сестры — неповторимой Ассоль, Гуттиэре и Офелии.
Именно Анастасию всегда называли звездой, хотя и у Марианны не было недостатка в «неземных» ролях и блистательных поклонниках…
Дочь звезды, сестра звезды, жена звёзд. Нелёгкая судьба Марианны Вертинской Подробнее
Первые роли в кино: Ассоль и Гуттиэре
Анастасия Вертинская в роли Ассоль и Иван Переверзев в роли ее отца в художественном фильме Александра Птушко «Алые паруса» (1961)
Анастасия Вертинская в роли Ассоль в художественном фильме Александра Птушко «Алые паруса» (1961)
Анастасия Вертинская в роли Ассоль в художественном фильме Александра Птушко «Алые паруса» (1961)
Анастасия Вертинская родилась 19 декабря 1944 года в Москве. Ее отцом был поэт и певец Александр Вертинский, а матерью — актриса и художница Лидия Циргвава. За несколько месяцев до рождения Вертинской ее родители вернулись в СССР из эмиграции. Старшая сестра будущей актрисы — Марианна Вертинская — родилась еще в Шанхае.
Когда Вертинские только приехали в Москву, они не смогли получить квартиру или комнату. Первое время семья жила в гостинице «Метрополь». В собственную квартиру они въехали, только когда Анастасии Вертинской исполнилось три года. Родители будущей актрисы поселились на улице Горького (сейчас — Тверская).
Вертинская получила хорошее домашнее образование. С детства с ней и ее старшей сестрой занимался отец. Он учил дочерей иностранным языкам, музыке, этикету, водил в театры и музеи. Вертинская вспоминала: «Он старался всесторонне нас развивать: учил любить литературу, искусство, музыку, считал, что вне зависимости от того, кем его дочери станут во взрослой жизни, они обязаны быть разносторонне образованными».
В детстве Анастасия Вертинская мечтала стать балериной. Однако в театральную студию будущую актрису не взяли. Педагоги решили, что она слишком высокая. Тогда Вертинская решила стать переводчиком. Она начала дополнительно заниматься иностранными языками и готовилась поступать на филфак.
В 1960 году, в 15 лет, Вертинская впервые снялась в кино. Она сыграла главную героиню — Ассоль — в экранизации «Алых парусов» Александра Грина. На пробы Вертинскую пригласил художник картины Леван Шенгелия. Однако режиссер Александр Птушко сначала решил, что Вертинская не похожа на романтическую героиню.
На роль Ассоль до Вертинской пробовалось много актрис, в том числе Людмила Гурченко. Птушко долго не мог определиться с кандидатурой и в итоге решил утвердить малоизвестную молдавскую актрису по фамилии Маркач. Из-за этого он поссорился с Шенгелией. Художник вспоминал: «Мы по-разному представляли себе главную героиню — Ассоль. Я настаивал на Насте Вертинской и даже в своих эскизах использовал ее образ. В конце концов набрался смелости и заявил: «Если героиня будет не такая, я уйду с картины».
Художника поддержали операторы Геннадий Цекавый и Виктор Якушев. Из-за спора съемки картины чуть не отменили. Вмешалось руководство студии «Мосфильм». Художественный совет утвердил Анастасию Вертинскую на главную роль.
Анастасия Вертинская в роли Гуттиэре в художественном фильме Владимира Чеботарёва и Геннадия Казанского «Человек-амфибия» (1961)
Анастасия Вертинская в роли Гуттиэре и Владимир Коренев в роли Ихтиандра в художественном фильме Владимира Чеботарёва и Геннадия Казанского «Человек-амфибия» (1961)
Анастасия Вертинская в роли Гуттиэре в художественном фильме Владимира Чеботарёва и Геннадия Казанского «Человек-амфибия» (1961)
Снимали «Алые паруса» в Крыму. Вертинская раньше не занималась актерским мастерством и даже не посещала театральные кружки. Позднее она вспоминала: «Я тогда толком не знала, что делать перед камерой, как двигаться и что говорить». Помогал начинающей актрисе режиссер Александр Птушко и другие члены съемочной группы. А озвучила ее роль артистка Нина Гуляева.
Кроме Вертинской в фильме сыграл Василий Лановой. Он исполнил другую главную роль — капитана Артура Грея.
Премьера картины состоялась в 1961 году. «Алые паруса» стали одним из лидеров советского кинопроката. Ленту посмотрело более 23 миллионов зрителей.
Фильм прославил Анастасию Вертинскую. Она вспоминала: «Мне не нравилась моя внезапная слава. Я не могла спокойно сходить в магазин, пройти по улице, поехать куда-то на трамвае. Люди меня узнавали, останавливали, трогали, задавали бесконечные вопросы, просили автографы». Из-за съемок Вертинская пропустила половину учебного года. Ей пришлось перейти из обычной школы в вечернюю, где училась рабочая молодежь: «Мне там было легко: я давала автограф на своей фотографии, и мне в дневнике соответственно тоже ставили автограф…»
В том же 1961 году Вертинская вновь получила главную роль. Она сыграла Гуттиэре в экранизации научно-фантастического романа Александра Беляева «Человек-амфибия». О своей роли в «Человеке-амфибии» Вертинская позднее вспоминала: «Смеюсь над образом с нежностью и теплотой и делаю скидки на возраст. Смотрю на фильм, как смотрят на детские фотографии, где есть подростковая нелепость».
Специально для фильма Вертинская брала уроки у инструктора — чемпиона СССР по подводному плаванию Рэма Стукалова. Он научил начинающую актрису плавать и нырять. Вертинская отказалась от дублеров. Она сама выполняла сложные трюки: ныряла на большую глубину без акваланга, погружалась в ледяную воду.
Картина стала лидером проката в 1962 году. Ее посмотрело более 65 миллионов зрителей.
Третий муж Марианны Вертинской
Третьим мужем актрисы стал бизнесмен Зоран Казимирович из Югославии. Это был самый долгий брак Марианны, вместе они прожили 13 лет. По признанию обоих, расстались из-за детей: Зоран моложе Марианны на 9 лет, он очень хотел детей. Актриса сказала, что Зоран должен уехать из России и жениться на женщине, которая родит ему ребёнка. Так и вышло. Сейчас Зоран счастлив в браке и с теплотой вспоминает свою первую жену.
Марианна Вертинская и Зоран Казимирович
«Вивьен Ли советского экрана»
Анастасия Вертинская на занятиях по сценическому движению в Высшем театральном училище им. Б.В. Щукина. 1964 год. Фотография: Валерий Генде-Роте / ТАСС
Анастасия Вертинская на занятиях по сценическому движению в Высшем театральном училище им. Б.В. Щукина. 1964 год. Фотография: Валерий Генде-Роте / ТАСС
Режиссер Григорий Козинцев (слева), актеры Анастасия Вертинская и Иннокентий Смоктуновский. Фотография: Александр Коньков / ТАСС
В 1963 году Анастасия Вертинская окончила школу. Она решила поступить в Высшее театральное училище им. Б.В. Щукина, где уже училась ее старшая сестра Марианна. На вступительных испытаниях Вертинская провалилась, но уговорила преподавателей дать ей второй шанс. К повторным экзаменам актриса готовилась вместе с актрисой Людмилой Максаковой, подругой ее сестры.
Со второго раза Вертинскую зачислили в актерскую мастерскую. Ее однокурсниками были Никита Михалков и Николай Бурляев. Михалков вспоминал: «Она пришла на курс уже звездой. И хотя всегда вела себя очень достойно и сдержанно, для всех была человеком, который находится… бог знает где».
Училась Вертинская на отлично, но часто спорила с педагогами: «Мне все время ставили то три, то четыре по мастерству — хотя диплом с отличием: педагоги наказывали за то, что я никак не хочу сыграть героиню. То я играла коммунальщицу, которая соседям в еду соль подсыпает, то какую-то идиотку… Меня тянуло на характерные роли».
На втором курсе Вертинская вновь получила главную роль. Она сыграла Офелию в картине Григория Козинцева «Гамлет» по одноименной трагедии Уильяма Шекспира. В фильме также снялись Иннокентий Смоктуновский, Михаил Названов, Эльза Радзиня.
Актриса считала роль Офелии одной из самых сложных в своей карьере. В альманахе «Актеры советского кино» писали: «Да, нас вновь пленяют поэтичность и девственная ясность внешнего облика Офелии–Вертинской. Но мы хотим видеть в этой роли большее, хотим проследить глубину переживаний, развитие и переходы человеческих чувств. Но тщетно. Внешние движения актрисы не таят под собой движений внутренних».
Премьера «Гамлета» состоялась в 1964 году. Фильм стал одним из лидеров кинопроката и получил несколько советских и международных наград, в том числе специальный приз жюри Венецианского кинофестиваля. Картину номинировали на премии BAFTA и «Золотой глобус». А о Вертинской стали писать зарубежные критики. Ее называли «Вивьен Ли советского экрана», «самой красивой советской актрисой».
Когда Анастасия Вертинская была студенткой театрального института, она сыграла в еще одном популярном фильме — киноэпопее Сергея Бондарчука «Война и мир». Режиссер предложил ей роль Лизы Болконской. В интервью журналу «Искусство кино» в 1985 году она рассказывала: «Моя работа в фильме началась с того, что я отказалась сниматься в роли… Мне казалось, что я не подхожу к этому образу уже чисто внешне. Не говоря о том, что внутренне Лиза Болконская казалась абсолютно далекой, чуждой моим актерским возможностям». Однако Бондарчук уговорил актрису согласиться. В альманахе «Актеры советского кино» писали: «Анастасии Вертинской пришлось передать разные чувства, и она сделала это с ощущением внутренней актерской свободы и естественности поведения на экране. Перед нами уже не условно выражаемые, а истинные движения живой человеческой души».
В 1967 году Вертинская с отличием окончила Высшее театральное училище им. Б.В. Щукина. В том же году она сыграла Кити Щербацкую в экранизации романа «Анна Каренина» Александра Захри.
Театр
Сразу после окончания училища Марианна Вертинская начала служить в Театре им. Е. Б. Вахтангова. В том, что касается театральной карьеры, актриса на протяжении десятилетий оставалась верна этому месту, уйдя с подмостков только в 2005 году на пенсию.
Устами Марианны Александровны к зрителям обращалась Маркиза из «Мещанина во дворянстве», Маша из «На всякого мудреца довольно простоты», Коринна из «Игры в каникулы», Огюстина Бро из «Лета в Ноане», Лидия Павловна из «Варваров» и другие персонажи.
View this post on Instagram
A post shared by Елена Ефимова (@retrocards2017)
Анастасия Вертинская — театральная актриса
Анастасия Вертинская в роли Нины Заречной и Андрей Попов в роли Петра Сорина в спектакле Олега Ефремова «Чайка» (1980). Фотография: Василий Егоров / ТАСС
Анастасия Вертинская и Вячеслав Невинный в спектакле Олега Ефремова «Перламутровая Зинаида» (1987). Фотография: Василий Егоров / ТАСС
Анастасия Вертинская в роли Елены Андреевны и Олег Борисов в роли Михаила Астрова в спектакле Олега Ефремова «Дядя Ваня» (1985). Фотография: Василий Егоров / ТАСС
В 1962 году, вскоре после выхода «Человека-амфибии», Анастасию Вертинскую пригласили в труппу Московского драматического театра им. А.С. Пушкина. Актрисе было только 18 лет. В том же году она сыграла одну из главных ролей в спектакле «Покой нам только снится».
Когда Вертинская окончила театральный институт, она перешла в Московский театр им. Е. Вахтангова. Там актриса играла всего один сезон. Уже в 1968 году она начала работать в «Современнике». В интервью «Новой газете» Вертинская рассказывала: «В «Современнике»… я ходила два года в массовке, потом играла какие-то роли, удававшиеся дай бог через раз». Среди известных ролей актрисы в этом театре — помещица Любовь Раневская в «Вишневом саде», Нина Заречная в «Чайке», Интересная женщина в постановке «А поутру они проснулись».
Ведущая роль Вертинской досталась и в спектакле «Двенадцатая ночь» по одноименной комедии Шекспира. Актриса сыграла графиню Оливию. Спектакль поставил главный режиссер Шеффилдского драматического театра Питер Джеймс. В интервью газете «Известия» Вертинская рассказывала: «Я обожаю этот спектакль. Английский режиссер Питер Джеймс дал нам невероятную свободу. У него было огромное чувство юмора, и это всех раскрепостило. Для актера играть комедию — огромное удовольствие, да и самим проектом все были увлечены». В спектакле также играли Олег Табаков, Константин Райкин, Марина Неелова.
В 1980 году Анастасия Вертинская ушла из «Современника» и присоединилась к труппе МХАТа. Актриса вспоминала: «Надо признаться, я вызревала очень медленно. И только перейдя из «Современника» во МХАТ, оказалась на необходимом и адекватном себе уровне профессионализма». Здесь Вертинская играла в спектаклях «Живой труп», «Тартюф», «Наедине со всеми». А в спектакле Анатолия Эфроса «Буря» по пьесе Уильяма Шекспира артистка исполнила сразу две роли — Просперо и Ариэля.
В 1989 году Вертинская поставила спектакль по собственной пьесе «Мираж, или Дорога русского Пьеро». Произведение она посвятила своему отцу Александру Вертинскому. А премьеру спектакля приурочили к его столетию.
Парад звезд
После расставания с Кончаловским в жизни Марианны появился очередной режиссер, гений и живой классик с непростым характером, еще один Андрей — Тарковский. В те годы он был женат на актрисе Ирме Рауш, однако их брак нельзя было назвать прочным — супруги то сходились, то расходились. Во время одного из таких расставаний Тарковский и увлекся Марианной — приступив к работе над «Андреем Рублевым», он предложил ей сыграть Дурочку, но молодая актриса отказалась. И Тарковский отдал роль своей жене.
Отвергла Марианна и предложение руки и сердца: «Если у Тарковского были какие-то взаимоотношения с женщиной, то он, как человек чести, считал своим долгом жениться. Но мне это казалось настоящим безумием. Ему нужна была совершенно другая женщина. А из меня какая, к чертовой матери, жена? Спустя некоторое время Андрей женился на Ларисе Кизиловой, а мы остались друзьями», — рассказывала она.
На этом «парад знаменитостей» в жизни старшей Вертинской не закончился. После непродолжительного романа с оператором Александром Княжинским у нее завязались отношения с известным художником-графиком Львом Збарским, красавцем и дамским любимцем. Влюбленные поселились в квартире матери Марианны — там-то все и пошло наперекосяк.
Как-то раз Збарский оставил свои карандаши и кисточки на столе покойного Александра Вертинского. Это вывело из себя его вдову, Лидию Владимировну, которая свято чтила память мужа. Она наговорила художнику грубостей — а тот, вспылив, собрал пожитки и ушел. На этом их роман с Марианной и закончился.
Украденные голоса. О чем молчала Наталья Варлей в «Кавказской пленнице» Подробнее
«Мне нечего было играть»
Анастасия Вертинская в роли Лизы Болконской в художественном фильме Сергея Бондарчука «Война и мир» (1965—1967)
Анастасия Вертинская в роли Джеммы в художественном фильме Николая Мащенко «Овод» (1980)
Анастасия Вертинская в роли Офелии в художественном фильме Григория Козинцева «Гамлет» (1964)
В 1970-х и 1980-х Анастасия Вертинская стала реже сниматься в кино. Она вспоминала: «В театре я сыграла много характерных ролей. А в кинематографе действительно было время, когда под нажимом снимались стандартные идеологические советские фильмы по тематике. И мне нечего было играть. Огромный простой». От многих ролей актриса отказывалась сама.
Вертинская сыграла принцессу Луизу в философской сказке «Тень», архитектора Клару Вересову в драме «Человек на своем месте». Самой известной ролью актрисы в 1970-х стала светская львица Мона в двухсерийном фильме Михаила Козакова «Безымянная звезда». В основу картины легла одноименная пьеса румынского писателя Михаила Себастьяна.
Козаков хотел экранизировать «Безымянную звезду» еще в 1960-х, но не получил разрешения от Комитета по телевидению и радиовещанию. Его руководитель Сергей Лапин решил, что в сценарии много аллюзий на противостояние СССР и США в холодной войне. Режиссер несколько лет пытался добиться разрешения на съемки и наконец получил его в 1978 году. Козаков сам снялся в фильме. Он исполнил одну из главных ролей — Грига. В фильме также принял участие Игорь Костолевский.
В 1980-х Вертинская снялась всего в восьми фильмах. Она сыграла Джемму в экранизации «Овода» Этель Лилиан Войнич, герцогиню в «Житии Дон Кихота и Санчо». А в драме «Кража» партнером актрисы по съемкам вновь стал Иннокентий Смоктуновский.
За свои роли в театре и кино в 1988 году Вертинская получила звание народной артистки РСФСР.
Успех в карьере
Уже через год последовал шедевр «Человек-амфибия», а потом «Гамлет», «Овод» и другие легендарные кинокартины. Успех вскружил актрисе голову. Теперь уже ее сестра Марианна Вертинская жаждала повторить карьеру родственницы. Но в отличие от звезды, ей доставались лишь небольшие эпизодические роли.
Фото – кадр из фильма «Человек-амфибия»
Обе девушки были очень красивыми и коллеги по сцене старались поддержать «отстающую» артистку: говорили, что ее ждет большое будущее. К сожалению, время шло, но ничего не менялось. Единственной известной работой, где Марианне досталась ведущая роль, стал фильм «Семь невест ефрейтора Збруева».
Фото – кадр из фильма «Семь невест ефрейтора Збруева»
Личная жизнь: «Не влюбиться в него было невозможно…»
Режиссер Никита Михалков. Фотография: Сергей Сухоруков / фотобанк «Лори»
Анастасия Вертинская на премьере художественного фильма Федора Бондарчука «Вторжение». 2021 год. Фотография: Вячеслав Прокофьев / ТАСС
Певец Александр Градский. 2001 год. Фотография: Константин Крымской / ТАСС
Анастасия Вертинская была замужем дважды. Со своим первым супругом, актером и режиссером Никитой Михалковым, она встретилась, когда училась в театральном институте. Артистка вспоминала: «Это было настолько обаятельное существо, веселое, ну просто луч солнца. Он без конца острил, шутил. Его всегда окружала целая гоп-компания друзей. Не влюбиться в него было невозможно…»
В 1966 году Михалков и Вертинская поженились. Вскоре у них родился сын Степан. Однако через три года актеры расстались. Вертинская вспоминала: «Теперь уже, когда смотришь на наш брак с Никитой Михалковым сквозь призму времени, понимаешь, что мы не смогли вместе жить не по каким-то житейским или бытовым причинам. Это был период дикой жажды самоутверждения. Я исступленно, почти маниакально хотела стать актрисой. Ради этого, мне казалось, я должна пожертвовать всем. А Никита, конечно же, шел своим путем».
Вторым мужем Вертинской стал певец и композитор Александр Градский. Они поженились в 1976 году, но почти сразу расстались. Актриса вспоминала: «Этот брак я вообще браком не считаю. Он продлился крайне недолго и не принес мне ни особых разочарований, ни особого обольщения».
Своим главным увлечением Вертинская называет кулинарию. Она даже разработала специальное именное меню для ресторанов своего сына Степана Михалкова.
Рождение будущей звезды
19 декабря 1944 года в семье двух творческих и ярких личностей родилась маленькая девочка. Назвали которую Настя. Родители, коими являлись Вертинские Александр Николаевич и Лидия Владимировна (в девичестве Циргвава), на тот момент уже имели одну дочь. Звали ее Марианна.
Великий русский шансонье, актер, поэт и композитор по долгу службы часто путешествовал. Но несмотря на это всегда уделял дочкам внимание. Учил их любить литературу, музыку искусство и очень радовался, когда они получали «отлично» по пению. Когда же в дневнике дочек, которые с головой уходили в творчество, появлялись плохие оценки по остальным предметам, он лишь разводил руками и гордо произносил: «В меня пошли!».
Степан Михалков
Сейчас это российский актер («Автостоп», «Стреляющие ангелы»), продюсер («В движении», «9 рота»), предприниматель, специализирующийся на ресторанном бизнесе. В 1991 году вместе с Федором Бондарчуком он создал профессиональную студию, на которой записывались музыкальные клипы и рекламные ролики. В 2001 открыл ресторан «Ваниль». А в 2004-м — второй, носящий фамилию деда. Затем еще несколько и кафе-булочную бизнес-класса.
Сын Никиты Михалкова и Анастасии Вертинской, фото которого можно увидеть в статье, два раза состоял в браке. Первый — с манекенщицей Аллой Сиваковой, с которой он расстался через двенадцать лет. Но они успели произвести на свет троих детей. Второй — с моделью Елизаветой Ильиной. От этого брака у него также есть ребенок — сын Лука. В 2021 году старшая дочь Степана Михалкова родила первого внука. Назвали мальчика Федором.
Таким образом, ребенок неподражаемого режиссера и удивительной актрисы, внук Александра Вертинского и Сергея Михалкова подарил Вертинской четырех внуков и одного правнука. Вот каковы важные события биографии Анастасии Вертинской (последние).