Ежедневно
с 10.00 до 21.00
Ленинградское шоссе
д.98, к.6

Благословение крестной матери невесты перед свадьбой

Благословение матери невесты (а также родителей жениха) – это очень красивый обряд, который пришел к нам из древности. Тогда ему придавали очень большое значение. Если слова благословения матери невесты не были произнесены, раньше жениху и невесте не разрешали венчаться в церкви. Кроме того, девушку лишали наследства и стыдили в обществе.

В наше время слова благословения матери невесты не имеют уже такой значимости, но родительское напутствие все же играет большую роль для молодоженов. Услышать соответствующие слова всегда приятно, согласитесь?

Напутственные слова. Благословение матери невесты перед ЗАГСом. Слова родителей

image

На современных свадьбах родители благословляют детей перед входом в банкетный зал. Это уже происходит после заключения брака. Молодоженов встречают с караваем, вином, хлебом и солью.

Однако такой вариант обряда является упрощенным. Некоторые семьи все же предпочитают почитать древние традиции. По ним невеста должна услышать напутственные слова. Благословение матери невесты перед ЗАГСом, слова родителей – все это должно происходить два раза. Первый раз – перед самой свадьбой. Делается это в отчем доме перед отъездом в ЗАГС. Причем родители жениха и невесты благословляют своих детей по отдельности. Потом молодые уже могут ехать на роспись. Второе благословение – в банкетном зале.

Подытожим

  • Ритуал благословения родители молодой проводят, когда жених попадает в их дом перед выездом в ЗАГС, пройдя все «круги ада» выкупа и испытаний подружек невесты.
  • Традиционно в обряде используются иконы Иисуса Христа и Богоматери (Казанской, или любой другой образ).
  • Среди наших предков тоже бытовало родительское благословение, правда, не в виде красивого ритуала, а как знак одобрения выбора сына или дочери.

А вот что говорит о родительском благословении православный батюшка: При использовании материалов thebestvideo.ru необходима ссылка на источник.

Проводы невесты в ЗАГС

Проводы в ЗАГС – это особый ритуал, который должен совершить отец. Жениха рядом быть не должно, все должно проходить только между родителями невесты и самой невестой. Говорятся напутственные слова, девушка благословляется иконой Божьей Матери.

Далее отец берет за руку свою дочь и обводит ее вокруг стола три раза. Это должно делаться по часовой стрелке. После этого отец выводит невесту к жениху и передает ее.

Благословение дочери

При создании семьи большое значение имеет родительское благословение. Это своего рода одобрение (согласование) выбора дочери или сына. В нем заключено пожелание добра, крепкой любви и взаимопонимания между молодыми. Благословение дочери это слова мудрого напутствия старших на старте супружеской жизни.

«Родительское благословение – это самое большое наследство, которое родители оставляют своим детям. Поэтому дети должны позаботиться получить его. Погляди, до чего дошел Иаков ради того, чтобы получить благословение отца? До того, что залез даже в овечью шкуру! Особенно великое дело – благословение матери!» (преподобный Паисий Святогорец, 1924-1994).

Какая икона используется для благословления жениха

Жениха благословляют иконой Спасителя. Это самое распространенное изображение Христа. В одной руке у него находится книга, а другой рукой он благословляет человека, который на него смотрит. Спасителя просят о том, чтобы в семье царило благополучие. Раньше именно эту икону вносили в дом супругов первой. Сейчас родители жениха используют ее для того, чтобы благословить сына на счастливый брак.

Традиция благословлять

Существует древняя традиция просить благословения у родителей перед важным жизненным решением и поступком. Например, раньше ни одна свадьба не проходила без торжественного благословения молодоженов родителями. В современном мире многие народные традиции утрачены. Однако обряд получения родительского благословения сохранился. Многие верят, что благословение дочери и сына перед свадьбой сыграет позитивную роль в их начинающейся семейной жизни.

Благословение дочери

«Родительское благословение имеет огромное значение и огромную силу. Практический опыт показывает, что непослушание родителям приводит ко многим бедам. Поэтому можно сделать вывод о том, что послушание родителям – это есть исполнение заповеди Божией. Послушание приводит к благу. А тот человек, который прислушивается к своим родителям, чаще бывает счастлив» (священник Филипп Ильяшенко).

Что же такое благословение и как оно влияет на судьбу людей?

Напутствие для жениха до ЗАГСа

В то время как невеста получает благословение от своих родителей, в доме у жениха тоже проводится свой ритуал. Стол накрывается белоснежной скатертью. На него кладут хлеб, ставят рядом соль и воду, горящую свечу. Жених становится на колени и получается благословение от своих родителей. Отец берет сына за руку и обводит его три раза вокруг накрытого стола. Мать должна идти за ними, держа в руках икону Спасителя и свечу. Таким образом, сын получает поддержку не только от родителей, но и от всего своего рода. После этого жених может ехать за невестой.

Примеры влияние благословения

Сила родительского благословения была известна еще во времена Ветхого Завета. Священное Писание свидетельствует об изменениях жизни людей, которые принимали благословение.

Например, благословение Ноя, данное сыновьям Иафету и Симу:

«Да распространит Бог Иафета и да вселится он в шатрах Симовых» (Бытие, 9:27).

Потомками Иафета считают европейцев (греки, скифы, фракийцы), а его брата Сима — евреи, персы, сирийцы, халдеи. Современность показывает, что наследники Иафета стали «всемирными людьми» и имеют молитвенное общение с Истинным Богом. Благословение выступило еще и в роли пророческого предсказания.

Также Писание рассказывает о получении благословения Иаковом, будущим родоначальником израильского народа. Иаков был вторым сыном праотца Исаака. В то время исключительно первенец мог претендовать на родительское благословение. Оно давало особенные права и преимущества перед братьями. Это посвящение на служение Господу (Исход, 22:29), право получения двойной части от имущества отца (Второзаконие, 21:17), а в царской семье — право наследовать престол (Вторая Книга Паралипоменон, 21:3).

Исаак должен был дать своему первенцу благословение возглавить избранный Божий народ, стать духовным вождем. Однако Иаков с помощью хитрости получил у отца благословение, предназначавшееся для брата-первенца. Он надел одежду брата, а руки обмотал шкурой козла. Благодаря этому почти слепой отец принял его за старшего сына. Когда с охоты пришел Исав, первенец Исаака, раскрылся обман Иакова. Однако отец не забрал своих благословляющий слов обратно. То есть благословение не относится к обычным словам, это своего рода священное действие. А вовсе не слова, произнеся которые можно с легкостью от них отказаться и адресовать другому.

Слова родительского благословения невесте и жениху

Благословение матери невесты на свадьбе – очень важный ритуал. Тем не менее, на самом деле не имеет большого значения то, что будет сказано. Гораздо важнее, чтобы все слова шли от самого сердца, чтобы напутствие было искренним. Только тогда дети будут действительно счастливы, и впереди будет ожидать жизнь, наполненная счастьем, радостью и детским смехом.

Что обычно желают:

  • благополучия в семье,
  • долгих лет счастливого брака,
  • здоровья молодоженам и их детям,
  • счастья в собственном доме.

Кстати, слова благословения невеста и жених должны получить не только от своих родителей, но и от родителей друг друга. Есть поверье, что такой союз только станет еще крепче. Не зря же после свадьбы молодые называют родителей друг друга «мамой» и «папой».

Благословение в христианстве

В русском языке слово «благословение» состоит из двух слов — «благо» и «слово». Получается, что это «благое слово». С помощью благословения происходит призывание Божьей благодати. Христианство под благодатью понимает божественную энергию, особый дар свыше, помогающий жить и творить в соответствии с волей Бога. Произнесение благословения над человеком — молитвенное прошение в оказании просящему духовной помощи.

Иногда благословение дочери может сопровождаться некоторыми ритуальными действиями (осенением крестом или иконой). Произнесение благословения является озвученным вслух призывом Божьей благодати и помощи. Тот, кто просит себе благословения от Господа, свидетельствует о своем смирении, уповании и надежде на помощь Божию, которая ему жизненно необходима.

«На языке Св. Писания этот термин имеет значение освящения и благотворения и нередко переносится на самые дары, полученные человеком свыше, на внешнее проявление милости Божией к людям. Являясь со стороны Бога дарованием человеку известных благ, в устах последнего оно становится призыванием милости Божией на того, кто благословляется, а также прославлением, восхвалением Бога» (богослов Александр Павлович Лопухин, 1852-1904).

Какие образы подходят для благословения молодых?

Самыми традиционными образами, которые считаются наиболее сильными и могущественными — это так называемая венчальная пара. Первая икона представляет собой лик Богородицы, которая оберегает семейный очаг и покровительствует каждому, кто прочтет у ее образа честную и искреннюю молитву. Второй образ — мужской, им благословляют молодого, на нем изображен Спаситель, являющийся символом мужественности, мудрости и заботы о своей второй половине.

Наиболее часто используемыми в обряде иконами являются следующие лики:

  1. Казанская икона Божией Матери — самый почитаемый и сильный образ. Молитва пред данным образом способна помочь в семейном счастье и благополучии, разрешить все разногласия между супругами, поспособствовать легких родам и долгожданной беременности, исцелить от тяжких недугов каждого члена семьи. Ей благословляют невесту ее родители перед поездкой в ЗАГС;
  2. Образ «Спас Вседержитель» — мужская икона. Ею родители жениха совместно со сватами благословляют уже состоявшуюся семейную пару на счастливый и длительный брак без горестей и бед. Данная икона считается чудотворной, а искренняя молитва перед ликом Иисуса способна помочь в разрешении всех проблем, дарует семейное благополучие и взаимопонимание.
  3. В качестве благословляющих образов можно использовать и другие чудотворные лики, считающиеся покровителями семейного благополучия. Поэтому Казанскую икону всегда можно заменить не менее значимой Владимирской. А образ Вседержителя иногда меняют на икону с Николаем Чудотворцем.

Обязательные атрибуты: икона и рушник

Для совершения этого ритуала нужно приготовить икону и рушник. Возможно, это будет икона, которую, как и прежде, передавали от матери к дочери в день свадьбы. Можно также приобрести новую икону, и после благословения передать ее молодоженам. Если они будут не только регистрировать гражданский брак, а и венчаться, то икону, которой совершалось благословение, нужно взять с собой для церковного обряда.

«Иконы, которые используются при венчальном обряде, обладают особой энергетикой и силой. Поэтому каждая семейная пара должна их бережно хранить и чтить.»

Свадебный рушник можно приобрести или заблаговременно вышить собственными руками. По традиции, свадебный рушник должна была вышивать невеста. Но в современных условиях это дело можно доверить маме, бабушке или знакомой рукодельнице. Главное, соблюсти правила нанесения узоров и рисунков, характерных для этого традиционного свадебного атрибута. Символика рушника очень важна, поскольку каждый вышитый на рушнике элемент несет свой сакральный смысл и формирует будущее новой семейной пары.

Ритуал благословения сына перед свадьбой: история, правила, детали и нюансы

Благословение сына перед свадьбой является очень древним ритуалом. Придя к нам из незапамятных времён, он видоизменился, сократился, утратил такую значимость, что была в старину, но остался верен себе – быть родительским оберегом молодой семьи, её духовной защитой от бед и несчастий.

Признавая, что проведение этого обряда – важное и значимое действо для всех его участников, ведущий информационный интернет ресурс 4banket.ru детально о нём расскажет. Как, зачем и когда именно проводят родители благословение сына? Кто какую роль при этом выполняет и какие напутствия произносит? Будьте с нами, и вы узнаете правила проведения древнего и красивого ритуала во всех подробностях.

Как хранить иконы после свадьбы

После обряда иконы обязательно передаются молодым. С момента передачи они считаются семейной реликвией. Если семья верующая, то их располагают дома в красном уголке (специально отведенное место под иконы в доме), застелив под них салфетку, и покрыв рушником.

Вообще по церковным правилам такие образы следует располагать в Восточном угле дома. Рядом с ними располагают и венчальные свечи или свечу, которая использовалась во время обряда «зажжения свечи домашнего очага». Кстати существует поверье, чтобы семья жила в мире и любви такие свечи следует зажигать каждый год на день годовщины свадьбы.

Если семья не является глубоко верующей и в доме по каким-то причинам нет места для святых ликов, то их следует аккуратно завернуть в рушники и выделить специальное место для их хранения.

Господь всегда с Вами!

Смотрите видео о том, как правильно благословить дочь или сына перед свадьбой:

Источник: ikona-i-molitva.info

Несколько полезных советов на все случаи жизни

Всё это хорошо — обряды, традиции, их соблюдение. Но жизнь иногда вносит свои коррективы, и не всегда получается сделать всё по-правильному. Бывает, что дети живут совсем в другом большом городе, где учились, познакомились, встречались, начали работать и приняли решение создать семью.

Сейчас зачастую молодёжь сама себе устраивает свадьбы, организует всё по своему усмотрению, а родители приезжают как почётные гости. Нет родительского дома здесь, некоторые игнорируют обряд выкупа невесты, да и многое происходит уже совсем по-другому.

Как в таком случае устроить благословение молодых родителями? Мамы и папы новобрачных могут сделать это вместе после регистрации брака, перед началом празднования этого события в ресторане. Для этого хорошо было бы заранее договориться и приобрести иконы на свадьбу.

В этом случае лучше купить так называемый складень (книжечку, которая состоит сразу из двух образов — Казанской иконы Божьей Матери и Спасителя).

Вот несколько вариантов того, кто и что будет держать при проведении обряда:

  • Одна мама стоит с иконами, другая встречает детей караваем, папы стоят рядом.
  • Отец жениха держит в руках иконы, мама невесты — каравай. Мама жениха и папа невесты расстилают перед детьми на полу рушник и потом становятся рядом.
  • Мамы вместе стоят с иконами в руках, а папы — с караваем.

Если у кого-то из новобрачных нет родителей, то их могут заменить старшие брат и сестра или крёстные отец и мать.

Если что-то не совсем получится, от волнения кто-то собьётся и забудет свои слова, не расстраивайтесь. Главное, чтобы благословение родителей было искренним, и они действительно желали детям счастья, по-настоящему, а не для публики, обрели для себя новую дочь или сына в лице зятя или невестки. Вот тогда у молодых обязательно всё будет в жизни хорошо.

Комментарии (0)

Благословение дочери: как влияет на жизнь

Смысл родительского благословения на брак заключается в призывании Божественной благодати в семью. Однако заблуждение считать благословение волшебным оберегом для семьи, ограждающим от раздоров, неурядиц и распада. Иметь благословение, конечно, желательно и важно. Оно выступает духовным подспорьем для строительства новой семьи, когда родители с добрыми пожеланиями отпускают от себя детей. Но на первом месте всегда остаются собственные усилия молодоженов. Сама по себе семья счастливой не станет и не сохранится.

«Как созидается крепкая семья? Давайте предста­вим, как люди строят себе дом. И муж, и жена, и дети хотят, чтобы он получился светлым, теплым, уютным. И каждый стремится внести в общее дело свой посильный вклад. Тот, кто посильнее, — укла­дывает кирпичи, кто слабее и младше, — благоуст­раивает территорию. При постройке дома каждому найдется работа: кому-то сложнее, кому-то легче. Так и в созидании семьи. Каждый член должен вно­сить свой вклад в общее дело, в построение общего счастья, семейного благополучия» (священник Андрей Овчинников).

Что важно знать о благословлении?

  • Благословение невесты делается иконой Казанской Божьей Матери, а благословение жениха – иконой Христа Спасителя.
  • Запрещено держать иконы руками, для этого приобретаются специальные рушники или шьются самостоятельно.
  • По обычаю, родители перекрещивают будущих супругов перед церемонией, и повторяют это перед банкетным залом.
  • Если у одного из супругов семья неполная, то сделать это могут крестные родители.
  • Молодожены кланяются родителям, принимая благословения и целуют иконы.

Иконы для благословения используются семейные, которые передавались через поколения, либо купленные специально к торжеству и освещенные заранее в церкви. Божья матерь является символом доброты, смиренности, рождения детей. А Христос – символ мужественности и защитника семьи.

Мама встает с иконой перед дочерью и произносит молитвы и слова благословения. После чего невеста должна поцеловать икону и прикоснуться к ней лбом. Это символизирует благодарность маме за воспитание и просьбу к высшим силам о помощи ее семье.

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Свадьба

Этот торжественный обряд, совершаемый при заключении брака, на Руси издавна имеет множество особенностей. Есть множество описаний свадеб XIX — н. XX в. из разных районов России, и позднее зафиксированы воспоминания старых людей о их молодости, о рассказах старших на эту тему. Изучение этих материалов показывает, что в народном ритуале нет такого эпизода, в котором в том или ином виде не проявилось бы христианское мировоззрение его создателей и исполнителей. Перед свадьбой Родительское благословение. Оно заметно уже в предсвадебный период в серьезном отношении к выбору брачной пары и к родительскому благословению, без которого, по народному убеждению, опирающемуся на церковные положения, не могло быть счастья в последующей жизни. Пословица «Родительское благословение дом созидает, а материнская клятва (проклятие) до основания разрушает» явно повторяет текст из православного чина венчания: «Помяни Боже и воспитавшыя их родители: зане молитвы родителей утверждают основания домов». Угроза со стороны родителей не дать благословения на брак заставляла часто молодых людей отступать от своих планов. Получив благословение, невеста благодарила родителей, а также всех, к кому она обращалась, такими словами: «Спаси, Христос, мово родимого батюшку на Божьем благословеньице» (лишь детям отвечала «Спаси, Христос, на добром словечке») (Калужская губ.).

Обряд родительского благословения считался столь обязательным, что иногда, если у жениха или невесты не было ни родителей, ни крестных, выполнявших в таких случаях роль посаженых родителей, то их, как писал очевидец из Шуйского у. Владимирской губ., «благословляли чужие, соседи или же те, у кого они жили; совершение обряда приводило к тому, что богоданные дети начинали почитать их как новых родителей и считать их дом за свой родной дом».

Значение благословения при заключении брака определялось сложившимся в православной среде неписаным нравственным законом: начинать любое жизненно важное дело с испрашивания на него благословения. В комплексе крестьянских религиозно-этических оценок благословение рассматривалось как признание нравственной правоты задуманного и вследствие этого как залог успеха; оно расценивалось не только как одобрение или разрешение того лица, у которого было испрошено, но и как гарантия поддержки Бога и всего мира христианских святых: обычная формула ответа при просьбе благословить «Бог благословит».

Сватанье.

По общерусской традиции для окончательного договора о свадьбе стороны собирались в доме у невесты. Названия этой встречи («заручины», «рукобитье», «запойны», «образованье») отражали ее содержание. Обрядовая часть начиналась с того, что хозяева зажигали перед иконами свечи или лампадку. Кроме обязательного рукобитья, имевшего массу вариантов исполнения, и завершающей вечер совместной трапезы, согласие сторон всегда закреплялось совместной молитвой и целованием иконы, после чего следовало обычно благословение иконой жениха и невесты их родителями. С этого момента расстройство свадьбы было почти невозможно.

Первый день свадьбы.

Первый день свадьбы был заполнен приготовлениями и сборами жениха и невесты к венцу. Свадебные акты следовали один за другим по сценарию, принятому в данной местности, и каждый из них предварялся ритуалом благословения. Благословение испрашивалось у всех присутствующих, но прежде всего у родителей: «Али у тебя, Маринушка, родинушки нету? Некому стоять у конец стола да некому просити у Господа Бога доли и счастья великого? — Есть у меня родинушка, да родимый батюшка. Он будет стоять у конец стола. Oн будет просить у Господа Бога доли и счастья великого» (Орловская губ.). Обращаясь к родителям, невеста подчеркивала: «Не прошу у Вас ни злата, ни серебра, а прошу у Вас Божьего благословения». На что родители отвечали: «Бог благословит Божее творить»; «Бог тебя благословит, дорогое дитятко желанное. Надели тебя Господь таланом, участью великой, своей Господней Божьей милостью».

Освященное Церковью, родительское благословение воспринималось одновременно и как Божье.

Благословение крестных.

Вслед за родителями благословляли крестные, роль которых при заключении браков их крестниками по обычаю была очень велика. Они участвовали в семейном совете при выборе брачной пары. Благословение крестных, особенно, пожалуй, крестной матери, считалось столь же необходимым, как и родных родителей. При той опасности порчи, которая «подстерегала» жениха и невесту, благословение духовных родителей, как верили, могло быть особенно действенным.

Так, например, в Калужской губ. на женихе и невесте на протяжении всей свадьбы были надеты кресты, которыми их благословляли крестные. К заболевшей крестной ходили домой, чтобы получить благословение. Крестные по традиции несли вместе с родителями нравственную ответственность за целомудрие невесты.

На некоторых этапах свадьбы они заменяли родителей. В соответствии с местными традициями они исполняли определенные обрядовые роли. Некоторые обрядовые действия были «закреплены» именно за крестными. Так, в Смоленской губ. крестные везли постель и украшали дом у жениха невестиным рукоделием. В некоторых вариантах свадьбы обрядовый хлеб пекли обязательно крестные матери. Иногда они готовили специальные дары для крестников. Например, Калужской губ. лошадь жениха покрывали большим полотенцем, приготовленным его крестной. В Воронежской губ. крестная мать невесты-сироты перед свадьбой обходила всех женщин в селе и каждая давала полотнище ткани, из которого девушка шила поневы. В центральной части Псковской губ. крестные должны были держать в церкви венцы над молодыми и называли их поэтому «венчальные батька и матка».

Благословение родственников.

Вслед за крестными молодых благословляли все родные по степени близости, а затем и все присутствующие на свадьбе. Традиция обязательного участия всего «рода» в свадебном ритуале сказалась и в обрядах прощания с домом.

По общерусской традиции, невеста-сирота, как и жених, перед венчанием посещала кладбище, с тем чтобы проститься с умершими родителями, испросить у них благословения. Но, судя по некоторым сообщениям, прощание с умершей родней («поклониться праху предков») входило в свадьбу как обязательный элемент. Так, в Калужской области невеста начинала обряд прощания с обращения к умершим предкам — «родителям». Обращаясь в святой угол, она кланялась, плакала и просила предков благословить ее.

Странники на свадьбе.

Приглашая к благословению, дружка (или лицо, выполняющее функции ведущего) часто прибегал к шутливой манере, смягчающей торжественность происходящего, при этом он выделял присутствующих по степени родства, половозрастным группам, а также разделял приглашенных, неприглашенных, а также желающих посмотреть на свадьбу, так называемых «смотрельщиков», «глядельщиков», которых всегда много собиралось на крестьянскую свадьбу, и случайных гостей.

По крестьянской традиции, человек, случайно попавший в дом, где происходила свадьба, становился таким же ее участником, как и все приглашенные. Более того, если какой-нибудь странник или прохожий попадал на свадьбу, то его угощали «как хорошего гостя и появление его считали хорошим предзнаменованием для будущей жизни молодых». Эта примета основана на народных представлениях о случайных встречных, как о посланных Богом в особых случаях жизни.

Иногда свадебный ритуал включал обрядовые действия, символизировавшие, с точки зрения исполнителей, благословение ангелом. Так, на свадьбе в Орловской губ. последним при благословении жениху (видимо, и невесте) подносили грудного ребенка, которому он должен был поклониться и поцеловать его. Ребенок этот «изображал собой Ангела, посланного с небес».

«Мир крещеный».

Форма обращения ко всем присутствующим при благословении свидетельствует о том, что в данной свадебной ситуации наиболее существенным представлялись не семейно-родственные или соседские связи: на первый план выступало чувство религиозной общности всех собравшихся, осознание ими своей принадлежности к единому православному миру. Вот пример такого обращения: «Народ Божий, народ православный (увесь мир крещеный), Благословите молодого князя… светлое платье надеть и буйную голову гребешком расчесать». На это следовал ответ: «Бог благословит». Обращение «мир крещеный», «мир православный» — характерная и распространенная форма обращения на свадьбе. По дороге в церковь на перекрестках жених и невеста низко кланялись всем встречным и просили благословения.

На свадьбе, как и всегда во время особо важных событий, православные крестьяне обращались к Господу, Богородице и святым, прося у них защиты и благословения. «Благослови-ка, Христос истинный! Мать Божья Богородица! Мне садится молодешеньке под кутное окошечко»; «Благослови меня, Господи, Встать пред божницу золочену, Пред пресвятую Богородицу. Ты создай, Христос истинный, Мир, согласие на чужой дальней стороне С чужим добрым молодцем». В Калужской губ. обряд прощального благословения перед венчанием начинался обращением невесты к образу Богоматери: «Прости меня, Мать Пречистая, Пресвятая Богородица, прости, благослови в святой час к венцу в чужие люди», при этом невеста крестилась, кланялась перед иконой и целовала ее.

Небесные покровители свадеб.

Обращалась и к любимому святому русских — Николаю Угоднику. Особой популярностью среди покровителей свадьбы пользовались святые бессребреники Косма и Дамиан — так называемые Кузьма-Демьян. Выделение этих святых на свадьбе объясняется тем, что, по народным представлениям, они считались Божьими кузнецами и поэтому в их власти было не просто благословить молодых, по и соединить их «неразрывной цепью». В обращении к «святым кузнецам» звучала идея нерасторжимости семейных уз и святости брака.

Кроме молитвенного обращения к святым с просьбой о защите и помощи, постоянно звучавшего на свадьбе, в определенные, принятые по ритуалу данной местности, моменты отдельными лицами или всеми присутствующими читались известные любимые в народе молитвы (например, часто встречается упоминание о коллективном исполнении молитвы «Достойно есть»). Обычно для чтения выбирались молитвы, содержание которых, по мнению исполнителей, наиболее соответствовало конкретному моменту Например, считалось, что от порчи надежно защищала мoлитва «Да воскреснет Бог».

Благословение иконой.

Непременным ритуалом русской свадьбы было благословение родителями и крестными жениха н невесты — порознь каждого у себя в доме и вместе при отправлении к венцу — иконой. Девушку благословляли «женской» иконой, обычно образом Богоматери, жениха — «мужской», обычно Спасителем, иногда Николаем Угодником (в некоторых местах Богородицей). Как писал наблюдатель из Владимирской губ., «обрядом благословения иконой дорожат не только в крестьянском быту, по даже и в высших сословиях».

Благословение иконой — не только завершающий, но и наиболее важный обряд довенчального периода свадьбы, духовно воздействующий на всех участников и зрителей. Благословенные иконы везли в свадебном поезде во все время его передвижения — в дом к невесте, в церковь, к жениху. Как правило, это делали крестные или же специальные участники свадьбы. Так, в Тульской губ. впереди свадебного поезда вместе с женихом и дружкой ехали два мальчика или девочки с иконами жениха и невесты; в Рязанской губ. образ жениха и две венчальные свечи, перевязанные розовыми лентами, держал мальчик лет 12, называемый «свешник»; в Орловской губ. вместе с невестой ехал «иконник» с образом.

Благословенную икону девушка везла с собой в новый дом как последнее напутствие и родительскую защиту. Вот как обращалась в Кадниковском у. Вологодской губ. невеста к иконе Божией Матери, называемой местными жителями «сгонною Богородицей»: «Уж ты, сгонная Богородица, Ты явись, Богородица, Прежде меня молодешеньки, На чужой дальней стороне; Ты меня встреть, Богородица, На пути на дороженьке»; «Ты явись-ка, Богородица, Прежде меня на чужую сторону. Ты вложи-ка, Богородица, чужому отцу-матери жаленье в ретивое сердце обо мне молодешеньке». В некоторых местах икону обязательно вносили в дом прежде, чем туда войдет новобрачная. Венчание.

После совершения всех обрядов приготовительного характера наступал торжественный момент отправления жениха и невесты в церковь к венчанию. Церковный обряд соединял две важнейшие для создания семьи функции — религиозное освящение и юридическую регистрацию. За своевременным исполнением обряда с момента принятия и по мере утверждения христианства в России следили и церковь, и государство. Во 2-й пол. XIX — н. XX в. церковный обряд, как мы можем судить но многочисленным описаниям, являлся важнейшей частью народного ритуала.

При всем многообразии русской свадебной традиции нам не встретилось случаев, когда бы венчание следовало за свадьбой и узаконивало бы совместное проживание до венца. Таинство венчания не просто вошло в свадебный ритуал; среди разнообразных обрядов первого дня, назначение которых — постепенный перевод жениха и невесты в новый половозрастной и социальный статус, венчание заняло место кульминации перехода. Все акты довенчального периода как бы подготавливали молодых людей к предстоящему событию, поэтому, например, одевание, причесывание, провожание сопровождалось плачами и причитаниями.

Расплетение косы.

После венчания причитания прекращались и начинались обряды, символизировавшие совершившийся переход. Одним из доказательств сказанного может служить постепенность изменения прически новобрачной. До венца происходило обрядовое расплетение косы — прощание с девичеством. К венцу ехала (и венчалась) с распушенными волосами. Необычность этой прически — ведь ни девушки, ни женщины с распущенными волосами не ходили, свидетельствует об отношении к венчанию как к обряду переходному. После венца, часто сразу же в церкви (в притворе, в сторожке), совершался обряд повивания, то есть заплетения волос «по-бабьи» и надевание головного убора замужней женщины. Одевание женского головного убора по русской традиции происходило после венчания, но до брачной ночи, то есть до того, как девушка фактически становилась женщиной. Таким образом, по народным представлениям, венчания было достаточно для признания перехода девушки в половозрастную категорию женщин. С этого момента девушка уже считалась женщиной, а жених и невеста назывались «молодыми».

В отношении к таинству венчания мы видим убежденность в том, что венчание соединяет молодую пару «вечно-навечно». Народный взгляд на нерасторжимость брака соответствовал церковному.

Против порчи.

Одно из основных народных представлении, определяющих поведение на свадьбе, — боязнь порчи жениха н невесты и стремление избежать ее. На протяжении всей свадьбы мы постоянно видим предохранительные действия, имеющие христианскую основу. Кропление святой водой совершалось во время различных свадебных актов: ею кропили лошадей, постели молодых. При одевании жениха и невесты произносили молитвы, прятали им под одежду переписанные тексты молитв. Кроме нательных крестов, которые носили постоянно, жениху и невесте надевали кресты на верхнюю одежду. Невесте такой крест надевался иногда поверх большого платка, которым она была покрыта от сглаза. Для зашиты новобрачных постоянно прибегали к изображению креста: дружка крестил кнутом три раза дверь помещения, в котором должны были ночевать новобрачные, крестил каждое кушанье: крестообразные движения хлебом-солью над женихом н невестой делали все благословляющие; даже солома, которой были покрыты полы в день свадьбы, посредине избы, в переднем углу и у двери настилалась крестообразно — с целью предохранения от прихода злых людей. Перед повиванием после венца священнику подавали женский головной убор, который предстояло надеть молодой, с тем чтобы он прочел над ним молитву и окропил святой водой. Во избежание порчи перед отправлением поезда дружка три раза обходил его с иконой, с той же целью часто просили священника вывести из церкви и проводить молодых до дома с крестом.

Невинность невесты.

Обязательным элементом русского свадебного ритуала было публичное признание факта невинности невесты. Однако способы, которыми присутствующие оповещались об этом, были различными. На юге, западе и в меньшей степени центре России происходило прилюдное предъявление доказательств невинности девушки (простыни, рубашка). На свадьбе русского Севера девушка была избавлена от принудительной проверки, она сама, посредством определенных обрядовых действий, заявляла о своем «честно-похвальном девичестве». Во время причитаний при расплетении косы невеста с гордостью заявляла о своем праве прикрепить по обычаю «дивью красоту» — ленту к иконе Божьей Матери: «Я возьму да дивью красоту, я снесу ко Миколе Святителю. Я повешу дивью красоту на Пресвятую Богородицу. Придут люди добрые, они Богу молитися, дивьей красоте дивитеся. Она честно изношена, она к месту приложена». Поведение девушки по севернорусской традиции определялось лишь ее внутренними религиозно-нравственными убеждениями, страхом Божьего наказания не только за нецеломудрие, но и за еще больший грех — осквернение священных предметов, с которыми ей нужно было соприкоснуться. Так, например, в Пермской губ. по обычаю невеста в церкви клала ленту из косы — «дивью красоту» в Евангелие, что служило для всех знаком ее невинности. В случае же нецеломудрия, несмотря на возможное осуждение окружающих, девушка не делала этого, боясь совершить грех. Как писал исследователь Пермской свадьбы В. Серебренников, крестьяне уверены, что если невеста, будучи «недостойной», все-таки положит ленту в Евангелие («от людей неловко»), то наверняка будет несчастлива.

https://www.russned.ru/stats.php?ID=524

Обязанности крестных и их слова на свадьбе

Крёстная мать начинает участвовать в свадьбе ещё с момента её подготовки. Если родная мать отсутствует или больна, то на крёстную возлагается особая ответственность.

Традиций и обычаев, определяющих роль крёстных, очень много. Отличия их, в основном, состоят в распределении ролей между родными матерями и духовными.

Вот список дел, которые должны «делить» родная и крёстная мамы:

  • вынесение каравая и угощение им молодожёнов;
  • вышивка рушников;
  • сопровождение новобрачных;
  • украшение дома жениха и свадебного ложа;
  • участие в сватовстве;
  • передача семейного очага молодым и зажжение свеч для него;
  • держание венцов над молодыми (эта почётная обязанность может быть поручена как свидетелям, так и крёстным родителям).

Крёстные родители на свадьбе – признак особой духовности, трогательности церемонии. Необходимо понимать, как много усилий приложили крёстные как к воспитанию молодожёнов, так и к самой свадьбе, и подготовить им достойный ответ. От «крёстных детей» духовные родители будут ждать подарков, пусть даже символических и слов благодарности.

Почему нужно благословлять сына перед свадьбой: 5 причин

1. Знак уважения и любви к родителям.

Прося благословение, своеобразное семейное напутствие, сын выказывает родителям своё уважение, тем самым давая возможность им почувствовать свою значимость. В сложной системе, которой является семья, подобная связь поколений, основанная на любви и почитании, является фундаментом, основой основ.

2. Принятие выбора сына.

Давая благословение, родители принимают факт, что их сын вырос, стал мужчиной, мужем, готовым взять ответственность за свою семью. Вместе с тем, они соглашаются с выбором сына — той которую он хочет ввести в семью в качестве своей жены, матери своих детей, их будущих внуков.

3. Знак родительской поддержки.

Получение родительского одобрения избранницы психологически очень важно для сына, сколько бы лет ему ни было. Это как дополнительное доказательство того, что твой выбор правильный, ведь его благословили люди с семейным опытом, мнение которых для тебя ценно. Сын, таким образом, получает родительскую поддержку в своих семейных начинаниях и уверенность в своих возможностях.

Ссылка на основную публикацию
Похожее